Обаяние «Мазды»
–Слышал об этом. Однако не стоит забывать, что «Мазда» – относительно небольшой производитель, собирающий не более 1 млн. автомобилей в год. Чтобы добиться отдачи от масштаба, нам необходимо собирать как минимум 200–300 тыс. машин на одном заводе. Остается, конечно, вариант крупноузловой сборки. Но пока у нас нет планов создавать большие предприятия за пределами Японии. С другой стороны, у «Мазды» в России серьезный потенциал, и в перспективе запуск завода вполне возможен. Прошлый год был лучшим за всю историю компании в России: продажи лишь чуть-чуть не дотянули до 80 тыс. машин. Лидеры – «Мазда-3» и -6, кроссовер СХ-7, пикап ВТ-50.
– А в рамках СП с «Фордом» возможно ли сотрудничество во Всеволожске?
– Для этого необходима широкая унификация выпускаемых там моделей с автомобилями «Мазда». Но об этом речь не пойдет в ближайшие два-три года. Несмотря на успех «Мазды-3», ее продажи не доходят до 100 тыс. в год. Да и количество унифицированных деталей у «Мазды» и «Форда» не так велико, что также препятствует реализации подобного проекта.
– Да, у нас есть целые области, в которых мы пересекаемся с «Фордом», в частности, в сфере силовых агрегатов. Существует устойчивый обмен технологиями. Но разработка «Мазды-6» лежит большей частью за пределами этого сотрудничества. Это настоящая «Мазда».
– К «Дженерал моторс» предъявляют претензии: начинил, дескать, «Опель» своими компонентами, отчего качество последнего не улучшилось. Откуда компоненты для «Мазды»?
– Как я уже говорил, большая часть нашего производства сосредоточена в Японии. Там же изготавливаются и компоненты. Конечно, есть крупные поставщики, которые находятся вне нашего региона. Однако, по сути, не так важно, чьи это комплектующие – «Форда» или «Мазды», поскольку для каждой новой модели разрабатывается отдельная компонентная линейка, для которой мы подыскиваем подходящего поставщика. Конечно, в случае крупного производства лучше иметь подходящих поставщиков на месте. Также учитывается унификация с другими моделями.
– Ваш модельный ряд несколько отличается от линеек других производителей. Какова стратегия его развития – собираетесь ли открывать новые сегменты?
– Конечно, мы стремимся создавать новые интересные модели, отвечающие нашей философии. Для каждой есть свой целевой рынок. Например, СХ-9 не везде будет востребован, однако в определенных странах есть устойчивый спрос на него. Чем шире целевой рынок, тем лучше. Это во многом сказывается и на дизайне.
– По мнению нашего испытателя, новая «Мазда-3» стала более комфортной в ущерб драйверским качествам. Это тенденция для всех машин марки?
– Мы старались сделать «Мазду-3» более утонченной и совершенной. Большое внимание уделили шумоизоляции. По ощущениям от вождения, машина стала более рафинированной. Некоторые характеристики изменили, следуя предпочтениям большинства покупателей сегмента С.
– В России «Мазда» воспринимается как модный, но недорогой автомобиль. Сохранятся ли эти качества?
– Сейчас на российском рынке полная неразбериха с ценами. Где-то торгуют по ценам 2008 года, где-то – 2009-го…«Мазда» сохранит имидж доступной (и достойной) альтернативы премиум-сегменту.
– Почему к нам не поставляют автомобили с дизельными двигателями?
– У меня сложилось ощущение, что в России покупатели больше ориентированы на бензиновые автомобили. Как только мы почувствуем, что на дизели появился устойчивый спрос, предложим их покупателю.
– Каковы ваши установки для российского представительства?
– Особую ставку в ближайшее время будем делать на «Мазду-3», как на самую продаваемую модель. Мы хотим работать с дилерами по франшизе, которую они выбирают. И первое, на чем я сфокусировался бы, это не количество дилеров, а качество их работы.
– Чем удивит «Мазда» в будущем? Может, сочетанием роторного двигателя и элетропривода?
– Мы действительно испытываем «Мазду-5» с электромотором и роторно-поршневым двигателем. Пока это только эксперимент. Совсем недавно поставили в Норвегию первый роторный автомобиль на водороде. Это одна из технологий будущего. РПД, как оказалось, наиболее удачно сочетается с водородной установкой.
– Модель RX-8 – это успех или провал?
– Ситуацию с этой моделью я описал бы так: во-первых, она приносит прибыль, а во-вторых, что даже более важно, она выражает философию марки. Ее нельзя рассматривать глазами сегодняшнего потребителя – необходимо вернуться к моменту ее выхода и представить себе «Мазду» того периода. Работа над роторным проектом обогатила инженерный потенциал «Мазды», к нам пришло много талантливых профессионалов. Этот проект внутренне сплотил компанию.
– Еще раз поздравляем вас с победой «Мазды-2» в Гран-при «За рулем»-2009 и желаем удачи «Мазде-3» в Гран-при-2010.