"москвич-21412"

"МОСКВИЧ-21412"

ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ

"МОСКВИЧ-21412"

В наших отчетах об эксплуатации "Москвича-21412" случился вынужденный перерыв, связанный с аварией и последующим длительным ремонтом (ЗР, 1996, № 12). Но вот крупные неприятности наконец позади.

Напомню - в результате ДТП (не по нашей вине) мы вынуждены были купить "Москвичу" новый кузов в сборе и искать возможность его замены. Таковую предоставил нынешний частный автосервис: мы доставили в маленькую загородную мастерскую битый автомобиль, новый кузов, а из запчастей - двухрядный японский радиатор, о котором я уже упоминал в журнале. Спустя некоторое время приехали принимать работу и расплачиваться. Финансовые аспекты приводить не буду - задержусь на технических.

О-о, как сладки ароматы новенького салона (замечу лишь, что они далеко не безвредны, поскольку происходят и от летучих соединений, выделяемых пластиками), как красива подсветка модифицированной "москвичовской" панели приборов! Как приятно сесть на еще обтянутые полиэтиленом сиденья и оказаться, наконец, за рулем после четырехмесячного отлучения! Да-да, именно столько, по разным обстоятельствам, прошло со времени аварии. Скорее в путь - опробовать возрожденный "Москвич".

Вроде все нормально - правда, двигатель отказывается работать с убранным "подсосом", да и колеса как-то непривычно шумят, но эти неприятности пережить и устранить легко: первую - чисткой и регулировкой карбюратора, вторую - регулировкой "схода-развала". Но что это - вроде проехал немного, километров пять, местность ровная, движение спокойное, а температура охлаждающей жидкости уже немного превышает рабочую. Ну-ка, включу вентилятор "печки" - это поможет двигателю остыть, если заклинил термостат и основной радиатор выбыл из круга обращения "Тосола". Отопитель, вступая в противоречие со своим названием, бодро подает в салон порции теплого, потом - прохладного, потом - совсем холодного воздуха, а мотор тем временем интенсивно нагревается - стрелка указателя температуры перевалила в красную зону. Термостат в этом явно не виноват - по всему выходит, что в системе охлаждения воздушная пробка, препятствующая нормальной циркуляции жидкости.

Такие же симптомы были у редакционной "Таврии", когда из-за прогоревшей прокладки головки блока цилиндров газы попадали из цилиндра в канал системы охлаждения. Тогда пробку удавалось выталкивать в расширительный бачок, хорошенько "погазовав", и таким образом налаживать приемлемое охлаждение.

Довольный, что добился таких успехов в диагностике, я, пока двигатель еще окончательно не перегрет, включаю пониженную передачу и держу стрелку тахометра примерно на 3000 об/мин. Вдруг - хлопок, шипение, клубы пара из-под капота и, почему-то, в салоне. Все, опять приехали...

На обочине открываю капот и вижу, что пар вырывается у вентилятора отопителя - видимо, из-под какого-то патрубка. Чтобы сбросить давление, надо открыть пробку расширительного бачка - обязательно через какую-то тряпку, иначе можно ошпариться кипящим, брызгающимся "Тосолом". Это я и делаю, с грустью взирая на стекающую на землю жидкость. С грустью - потому что восполнить эту потерю нечем, разве что купленной пять минут назад "Фантой".

Поэтому, как только пар немного рассеивается, ныряю к вентилятору: так и есть, на расположенный рядом отводящий патрубок отопителя косо надет резиновый шланг, червячный хомут не затянут. Шланг - на место, хомут - затянуть... Вот тут-то я и проклял свою радость от встречи с автомобилем, повлекшую столь неосмотрительную торопливость. Багажник нового кузова девственно чист - весь комплект инструментов остался в редакции, забирать автомобиль я приехал налегке. Простенькой отвертке я в тот момент был бы рад, как заблудившийся в пустыне бедуин - глотку воды. На помощь со стороны рассчитывать не приходится - дело к вечеру, дорога пустая. Пошарил по карманам - ба, да вот же оно! Брелок "За рулем" (не примите за рекламу) - тонкая овальная металлическая пластина. Ею-то и удалось затянуть винт на хомуте.

В бачке еще много "Тосола", двигатель успел остыть - можно ехать. Но недолго - опять перегрев, опять холодный воздух из "печки" - пробка, к сожалению, по-прежнему в системе. Основной радиатор тоже не работает - холодный.

Будь инструменты - удалить воздух не представляло бы труда. Пузырь, как правило, находится в самой высокой части системы охлаждения. В "Москвиче" в таком месте ввернут датчик температуры - достаточно вывернуть его, чтобы воздух вышел, а поступающий из расширительного бачка "Тосол" занял его место. "Бывалые" как-то советовали, чтобы не возиться с датчиком, проколоть иглой от шприца резиновый шланг поблизости от датчика - но иглы-то у меня с собой нет даже обычной, не то что медицинской. Возвращаться в мастерскую не хочется, возможно, там уже никого не застану, два десятка километров до дома могут растянуться на несколько часов, если часто придется остужать, выключая, двигатель.

Выручил меня все тот же брелок. Если из "печного" шланга шел один пар - значит, там и пробка. Снимаю тот же шланг с патрубка отопителя - так и есть, оттуда со вздохом вырывается клуб пара и за ним уже тугой струей - "Тосол". Как мне удалось быстро посадить шланг на место и при этом не обжечься - не помню, но только через полчаса я уже был дома. Пришлось, правда, немного попотеть - ехал с включенной "печкой", так как основной радиатор так и не заработал. Но на фоне прежних неприятностей эти были сущим пустяком.

В чем же была причина? Ни за что не догадаетесь! Мне она открылась случайно, когда на следующий день я решил снять и проверить термостат. Из шланга, ведущего к бачку радиатора, выпал черный пластмассовый кружок... Аккуратные японцы, отправляя в далекую Россию радиатор, заботливо вставили заглушки - по одной в верхний и нижний патрубки. Непривычные к такому обхождению наши мастера и не подумали, что такое возможно - поставили радиатор, как был, хорошо хоть из коробки вынули. Он сообщался только с расширительным бачком, поэтому, когда, как обычно, через вывернутый датчик температуры заливали "Тосол" (здесь вспомнилось замечание механика о чрезмерной длительности этого процесса), воздух полностью не вышел, образовав пробку. Теперь-то, конечно, это все просто и ясно, а каково было на дороге.

Больше ни двигатель в целом, ни система охлаждения не хандрили, поэтому перейду к колесам, о которых упомянул в начале статьи. Отрегулировав "сход-развал", я получил возможность завершить годичный цикл испытаний шин "Матадор МР31" и дисков "КиК".

Красноярские изделия к исходу второй московской зимы испещрены черными точками - ничего не поделаешь, соль (правда, импортные диски к ней, как ни странно, более устойчивы). Поставив "Матадор" на "КиК", я отбалансировал колеса - потребовалось граммов по двадцать на каждое, но грузики как-то быстро потерялись. О них я не слишком жалею - до 120 км/ч раздражающей вибрации нет или она не превышает "естественный фон" от дорожного покрытия. Считаю это свидетельством высокого качества продукции и сибиряков, и словаков.

Шинам за поведение на асфальте - и сухом, и мокром - поставил бы "очень хорошо" - держат машину что надо. Грунт, особенно раскисший, снег и лед - не их стихия, хотя передвигаться можно. Коллега - знаток "москвичей" считает, что и зимой они превосходят штатные М-180. Спорить не буду. По результатам нашей с ним езды с декабря по февраль на МР31 подчеркну: шины предсказуемы, они честно предупреждают водителя, что можно от них ожидать. Таким образом, можно сказать, что они обладают лучшими всесезонными качествами по сравнению со штатными.

Если кто-то, следуя нам, решит поставить такие колеса, предупреждаю - не переусердствуйте с давлением. У нас были шины размерности 185/65R14. Учитывая наличие рытвин и ям на наших дорогах, я их накачивал до 2 кгс/см2 - так делают почти все наши автомобилисты. Теперь буду держать до 1,8 кгс/см2, потому что обнаружил больший износ центральной дорожки протектора, чем боковых.

На этом пока закончу. До следующей встречи на страницах "Опыта эксплуатации".

Антон ЧУЙКИН

Подпишитесь на «За рулем» в