Как не попасть под видеофиксацию?
На откровения никто не рассчитывал, но попробуем найти подсказку в ответах на вопросы о свойствах приборов.
— Как работают и насколько чувствительны камеры?
— Они начинают фиксировать превышение скорости с 500 метров, по четырем полосам одновременно. Те, что «специализируются» на нарушителях, въезжающих на выделенные полосы, — с 250 метров. «Ведут съемку» навстречу движению или фотографируют «вид сзади». Но мало запомнить постоянные места дислокации стационарной аппаратуры — на улицах работает и переносная.
Оптика обладает превосходной разрешающей способностью, цифры на госномерах читает безошибочно. Могу призвать в свидетели те миллионы автовладельцев, которые уже получили по почте конверты с фотографиями, подтверждающими обоснованность штрафов.
— А на ночных снимках циферки различимы?
— С наступлением сумерек включается инфракрасная «подсветка» либо, если это импортный прибор, срабатывает вспышка. Таких много в Московской области.
К концу года в столице будет 450 стационарных аппаратов фиксации. В добавок к тому, что они могут сейчас — выявляют превышение скорости, выезд и парковку на полосах для общественного транспорта, «обучаем» камеры фиксировать выезд на занятый перекресток, на красный сигнал светофора и проезд под «кирпич». До конца года введем комплексы в режим штатной эксплуатации.
— Пока их устанавливаем в критических точках (которые выбираем по анализу статистики ДТП) и местах, где нарушители чаще всего игнорируют запреты на выезд, чем осложняют движение на ключевых улицах. Мы поступательно наращиваем «мышцы ».
— Но для доказательства выезда на перекресток и под «кирпич» недостаточно фотосъемки…
— Разумеется, применим видеосъемку. Так же, как при фиксации машин на выделенных полосах. Попутно замечу, «репрессии » по отношению к нарушителям дают результат: выездов на выделенки, по статистике Мосгортранса, становится все меньше.
— В столице масса машин с иногородними номерами, а еще немало с белорусскими, латвийскими, молдавскими... Кто-то из жителей столицы регистрирует транспорт за ее пределами, а то и за границей. И если, нарушив правила, попадут в зону фотофиксации, компьютер не распознает, кто владелец — постановление о штрафе отсылать некому и наказывать некого. Это усвоили многие: на сайтах объявлений уже формируются целые разделы о продажах по доверенности авто с нероссийскими номерами, в них появилась устойчивая формулировка: «Для неграждан РФ»…
— Это до поры, до времени. С немосковскими российскими автомобилями мы уже разобрались. Воспользовавшись федеральной информационной базой ГИБДД, отсылаем нарушителям уведомление в регионы по месту жительства владельцев.
С иностранцами сложнее. Но уже формируем «каталог » отличий в изображениях госзнаков, создаем соответствующую компьютерную программу распознавания. В информационную базу будут постоянно вводиться сведения Федеральной таможенной службы о въезде машин в РФ. Налаживаем координацию со службой судебных приставов — чтобы с их помощью каждый штраф был оплачен.
— Но есть ли законодательные основания для взыскания штрафов с иностранцев?
— Правовой механизм отрегулировать не успели: иностранцы-нарушители явление для нас новое. Однако заготовки законопроектов уже есть. Думаю, к середине следующего года система заработает.
Отвлечемся от интервью:
Проявился замечательный побочный эффект ИТС — интеллектуальной транспортной системы Москвы. С помощью камер мобильной видеофиксации «Паркон» сотрудники МВД обнаружили ряд угнанных автомобилей, а также машины, на которых преступники скрылись с места происшествия — и полиция уже провела аресты.
А с помощью камер наблюдения в салонах автобусов (они также в составе ИТС) выявили и задержали дебоширов и других нарушителей правопорядка. Об этом сообщается в письме МВД с грифом «Для служебного пользования», поэтому мы не вправе демонстрировать текст читателям.
— Могут ли водители рассчитывать на то, что перед точками фиксации скорости их, как в Европе, обязательно предупредит знак «Ведется видеонаблюдение»? По собственным наблюдениям, сейчас они далеко не везде. Разве нет на сей счет жестких предписаний?
— Их нет ни в одном нормативном акте, в том числе в ПДД. Более того, гостовского знака не существует. Во всяком случае, пока. Другое дело, все помнят, что весной ГИБДД РФ проводила конкурс на лучшее изображение знака «Ведется видеонаблюдение». Вариант выбран, и надеюсь, в скором времени знак внесут в ПДД. Тем не менее в Москве их уже немало — на МКАДе, Третьем транспортном кольце, основных магистралях…
— Но здесь таится некая «засада». Недавно наблюдал online-трансляцию с камеры видеофиксации, установленной на проспекте Маршала Жукова: практически все автомобили на мониторе едут в обрамлении красных квадратов — то есть превышают скорость (те, что в зеленых, соблюдают. – Прим. ред.). Каждую минуту по этому отрезку проезжает сотни две машин, если не больше, и, понятно, все их владельцы будут оштрафованы…
Проспект Жукова на большом протяжении— первоклассная магистраль: 5-6 полос в каждую сторону, отбойники, разноуровневые развязки, полосы разгона, ни одного светофора… Сама дорога подталкивает набрать скорость. Однако установленный режим — 60 км/ч. Зачем заставлять людей плестись там, где можно ехать быстро?.. Если на каком-то столбе и есть знак, его заметишь разве с первого, в лучшем случае,со второго ряда. А должны бы висеть безусловно замечаемые знаки о видеоконтроле, над каждой полосой, рядом - повторяющиеся знаки-ограничители с указанием «60»…
По здравому смыслу, надо бы провести ревизию городских дорог, знаков ограничения скорости — и привести в соответствие одно с другим?
— Поверьте, знаю дороги города не только по схемам. Я москвич-автомобилист, ездящий как все, по тем же улицам. Больше того, проспект Жукова, Звенигородское шоссе — часть маршрута, по которому имею счастье передвигаться чуть ли не каждый день. Но я и осведомленный чиновник и обязан сообщить: эта дорога — очаг высокой аварийности, особенно коварный осенью, зимой и весной, и крайне опасный на Живописном мосту, где образуется коварная наледь.
Что же до здравого смысла... В комфортных странах, на логику которых мы часто и обоснованно ссылаемся, идет тенденция к снижению скоростей в городах до 50, а подчас и 40 км/ч, вне зависимости от обустроенности улиц (а там с этим лучше, не в пример нашим). В основе этого здравомыслия лежит задача повысить уровень безопасности людей. Что может быть логичнее!
Другое соображение. Внутри города скорости должны быть уравновешены — повсеместно. В Москве так называемое маятниковое движение: с утра — от окраин к центру, вечером — в обратную сторону. Если в часы пик на магистралях разгонять массы машин ударной волной, они неизбежно упрутся в заторы на улицах с худшей пропускной способностью. Что и происходит на том же проспекте Жукова, где он упирается в Третье транспортное кольцо.
Водителям придется принять новую реальность: по улице, где они раньше мчались на ста, теперь должны ехать 60, а то и 50 — и только так до точки Б доберутся на полчаса-час раньше. Отсюда задача интеллектуальной транспортной системы: сделать так, чтобы весь город двигался, условно говоря, равномерно, средствами регулирования оптимизировать движение потоков, дабы пропускная способность улиц использовалась на 90% — тогда автомобили будут ехать. Предупреждаю вопрос: на 100% — это уже пробки.
И психологический эффект, который все испытали на себе и который при установлении скоростных режимов нельзя не учитывать. После «пролета» по участку с разрешенными 80 км/ч (а фактически все гонят здесь еще быстрее), человек за рулем, повернув на примыкающую улицу с ограничением в 40 км/ч, теряет восприятие реальной скорости и движется быстрее, чем кажется. Когда перед капотом появляется пешеход, водитель, возможно, среагирует моментально и до упора надавит на педаль тормоза, однако машина под инерцией остановится с опозданием… Из статистики: больше всего наездов на людей приходится в Москве на наземные пешеходные переходы.
Этими соображениями вовсе не подвожу к выводу о необходимости тотального ограничения в 40 км/ч. Продолжаем исследования, а введем режимы скорости после «прогона» предложений через модельные испытания: чего ожидать, если одну улицу «замедлим» на 10 км/ч, а другую «ускорим», станет ли «легче дышать» с реверсивным движением, где установить или демонтировать отбойники...
Сразу развею обывательское: якобы ужесточение режимов движения — средство поднять сборы со штрафов, чтобы озолотить городской бюджет. Не стоит такая задача — мы хотим избавить город от пробок.
— Москва огромна, как вам удается изучать скорости повсеместно?
— За последние пару лет установили почти 3,8 тысячи детекторов — радиолокационных устройств. Они не только пассивно фиксируют скорость, интенсивность, состав потоков, но это еще и инструмент оперативного регулирования. Скажем, на МКАДе детекторы смонтированы через каждые 300 метров. Увидев с их помощью, что на каком-то участке поток уплотнился, скажем, из-за ДТП, беремся вручную управлять светофорами. Например, с улиц, примыкающих к этому участку кольцевой, ограничиваем приток транспорта. Если ничего не делать, при ДТП на МКАДе за каждые пять минут «хвост» вырастает на 300-400 метров.
Аппаратура интеллектуальной транспортной системы — это еще и контроллеры, телеустановки… И адаптивные системы. Это отдельная песня: они способны самостоятельно наблюдать и изучать обстановку (с помощью детекторов), накапливать опыт, выдавать команды на оптимизацию. Но их внедрение — серьезнейшая инженерная задача. Электронные «мозги» поначалу могут даже ухудшить ситуацию. Смотрите, на сложном перекрестке затор, образуются «хвосты» во все стороны. «Начинающая» адаптивная система выбирает решение из тех, что успела накопить. А поскольку «опыта» маловато, того и гляди, применит алгоритм, по ее «мнению», лучший, но на деле неоптимальный. И выдаст «плохие» команды светофорам... Поднатореет — будет справляться, но пока специалисты ловят ее ошибки.
— Надо ли понимать, что водителям вас благодарить пока не за что? Или есть?
— Немногие ощутили, что стало чуть лучше. По мониторингу, на целом ряде направлений простаивание в пробках в городе сократилось на 10-15 минут, в сумме экономия рабочего и свободного времени граждан составила миллиарды человекочасов… Но водители ведут счет по-своему: там, где в выходные я затрачиваю на дорогу полчаса, в будни — два с половиной. А 10-15 минут экономии — ничто.
Вот в отдельно взятом Звенигороде ситуация изменилась ощутимо. Префект благодарил: после внедрения видеоконтроля задержки транспорта снизились примерно на 20%, количество ДТП упало резко, пошел вниз показатель тяжести последствий и практически не стало происшествий со смертями. Префект просил продолжить программу... Мы не заблуждаемся на свой счет: Звенигород — небольшое компактное образование, он так устроен, что в нем относительно просто наладить порядок на дорогах.
Но ведь и система не заработала в полную мощь. Универсального рецепта на все перекрестки и улицы большой Москвы не существует, а для каждого в отдельности составить не успели. Возвращаясь, к примеру, на Маршала Жукова, могу предположить, что разрешить здесь скорости как на магистралях нельзя, но не исключаю, что в выходные на проспекте будет позволено разгоняться быстрее. Световые табло с изменяющимися знаками о том известят.
— Можно надеяться, что в обозримом будущем автомобильная Москва все-таки «полетит»?
— Скорее, этого уже не будет никогда. Но «поехать» должна.
В дополнение к основной теме интервью — можно ли избежать внимания камер видеофиксации. Прикиньте сами...
Количество штрафов, оформленных с начала ввода системы, приближается к 3 млн, то есть практически каждый второй автомобилист столицы уже был наказан. Но если к концу нынешнего года, как рассказал наш собеседник, камер будет 450, то к концу 2013-го — не менее 800. Вывод делайте сами.
Избежать штрафов все-таки можно. Первый способ: хорошенько изучите расположение аппаратуры в городе (карты с соответствующими пометками несложно найти в Интернете — ЦОДД информацию не скрывает) и, приближаясь на машине к этим точкам, притормаживайте.
Способ второй: не нарушать — и будете камерам неинтересны.