Renault Twizy: подвиг разведчика
Гонки по Гону
Отношение людей к электричеству с момента начала его приручения было уважительным. Многие до сих пор не понимают, почему горит лампочка, а непредсказуемость поведения шаровой молнии и сегодня наводит ужас на просвещенного нобелевского лауреата по физике. Иными словами, электричеству пока доверия нет. Известно, что электроприборы – источник опасности: утюг чреват либо ожогом, либо сердечным приступом (выключил или нет?), а работа перфоратора в 50% случаев заканчивается вызовом милиции. Тут же – целый автомобиль! Впрочем, если начать разбираться как следует, то обнаружится, что «Твизи» – это не то, чтобы «целый», и к тому же не совсем «автомобиль».
Классовую принадлежность малютки «Рено» достоверно определить сложно. Что это на самом деле, как говорится, одному Гону (кто до сих пор не знает: Карлос Гон – талантливый бразильский управленец ливанского происхождения, глава альянса «Ниссан-Рено») известно – то ли четырехколесный мотороллер, то ли квадроцикл с крышей, то ли и в самом деле легковой автомобиль. В пользу последней версии говорит надпись в свидетельстве о регистрации, выданном столичным ГИБДД. А органам, знаете ли, виднее. С обыкновенным, в нашем понимании, автомобилем «Твизи» роднит многое: четыре колеса, как уже говорилось, руль, тормоза, фары... Есть даже стояночный тормоз и стеклоочиститель! А если залезть поглубже, то обнаружится и совершенно стандартный 12-вольтовый аккумулятор, от которого работают все осветительные приборы. Не хватает лишь самого главного – горловины, куда можно залить горючку.
В теории смыслом этого теста был эксперимент: как обходиться без той самой горловины и всего того, что к ней обычно прилагается. Поэтому де-факто нам пришлось тестировать не только сам «Рено», но и нашу действительность. Производители электромобилей пока только нащупывают плацдарм, на котором можно закрепиться в России. Выходит, наш «Твизи» – это в своем роде разведчик-камикадзе. Что ж, пусть будет разведка боем!
В зоне высокого напряжения
Боковые стекла в «Твизи» не предусмотрены. Случись ненастье – и ты, считай, промок. Даже если дождь не будет косым, вас буквально в упор «расстреляют» водой из луж соседние машины. Французы, как могли, позаботились, положив в один из двух багажников дождевик; однако ни он, ни дренажное отверстие в сиденье не придавали мне уверенности. На Гона надейся, а сам не плошай – гласит народная французская мудрость. Перед поездкой на «Твизи» сентябрьским вечером стоит всерьез задуматься о термобелье и резиновых сапогах. Впрочем, дождь не случился, так что всепогодные таланты ситикара, к счастью, остались тайной.
Смахнув влажной салфеткой пыль с кузова, отправляюсь на большую дорогу – покрасоваться. Выглядит малыш сногсшибательно, привлекая невероятное количество взглядов. Становится даже как-то не по себе. Бьюсь об заклад, что «Твизи» спровоцировал уже не одну сотню аварийных ситуаций. Это объект безусловного интереса, который фотографируют с тротуаров, из маршруток, троллейбусов, из соседних автомобилей. Не могут устоять даже искушенные таксисты и гаишники. Маневрировать в потоке – серьезная проблема. Нам не дают прохода любопытные соседи, которые берут «Твизи» в кольцо и норовят ослепить вспышками смартфонов. И тут вскрылся еще один существенный недостаток отсутствия стекол. Когда внимание окружающих превращается в обузу, хочется нажать кнопку стеклоподъемника, дабы оградиться от всего мира, но – увы…
Снесла курочка яичко
При всей внешней невероятности изнутри «Твизи» сделан на удивление кондово. Оно и понятно: вандалостойкость и устойчивость к непогоде – вот определяющие требования. Кроме того, французы еще раз подтвердили народную французскую потешку о том, что «Гон не фраер». Действительно, в погоне за низкой себестоимостью они обошлись предельно дешевыми отделочными материалами, но умудрились при этом сохранить ощущение чего-то необычного.
Кресло, собственно, здесь всего одно. Позади него предусмотрен насест, где несчастный пассажир, протянув ноги вдоль водителя, сможет разместиться без какого-либо намека на комфорт. На «галерке» тесно, сильнее задувает из окон и основательно трясет на кочках. Водительское кресло можно двигать взад-вперед, руль при этом не регулируется. Нет регулировок и у спинки самого кресла.
Управлять малюткой несложно. Повернул ключ – на монохромном дисплее загорелось «GO». Нажал одну из двух кнопок (вперед или назад), отпустил «ручник», добавил электрического газу – и машина бесшумно трогается. Вот и вся премудрость! Дисплей показывает примерный запас хода и скорость. Как заведено в электрокарах, крутящий момент доступен в полном объеме уже на самых низах, но приемистость вопреки ожиданиям оказалась вполне гражданская.
На ходу тряско и жестко, почти как в карте, хотя из-под кузова спереди и сзади, ничем не прикрывшись, самым бесстыдным образом выглядывает вполне полноценная пружинная подвеска «Мак-Ферсон». Руль острый, живой. Его тяжесть и почти колом стоящая педаль тормоза говорят об отсутствии каких бы то ни было усилителей – опять экономия. Здесь нет даже ABS, поэтому «Твизи» на удар по тормозу отвечает жесткой блокировкой разновеликих колес. Впрочем, за дорогу он держится неожиданно цепко, и перевернуть его будет непросто. Словом, даже скорость 40 км/ч в «Твизи» – это уже приключение.
Начинаем утреннюю зарядку
«Где был? Уволю!» – негодовал главред, когда я, уставший, но счастливый, прибыл на работу к половине второго. Но у меня алиби – заряжался! Накануне по дороге домой через всю Москву – от метро «Улица Подбельского» до Теплого Стана – я «сжег» чуть больше половины энергозапаса. Экономил, ближний свет и поворотники не включал, с горки, полагаясь на рекуперацию энергии, не газовал. Однако по прибытии стало очевидно, что на возвращение электричества не хватит. Зарядный шнур у «Твизи» небольшой (всего метра три), а на его конце подвешена обычная вилка. Поднялся домой за переноской. Однако на охраняемой парковке – а нигде больше эту машину не оставишь – сторожа ушли в отказ: дескать, у них тут на одну розетку и телевизор, и электрочайник… В общем, гуляй, дядя, со своим пылесосом.
Ну и ладно – заправлюсь утром: махну пораньше на специальную быструю электрозаправку. Их, говорят, в Москве открыли в ассортименте. В Ясенево на Голубинской улице заправка оказалась за колючей проволокой – режимный объект. Я подался в ближайший автосервис к армянам: народ гостеприимный, помогут. И не ошибся. Однако минут через сорок, одолеваемый бесхитростным любопытством многочисленных зрителей, я позорно вышел «из сети» и сбежал в надежде окончательно закрыть тему с «топливом» на специальной электрозаправке по улице Обручева. Там, по слухам, у терминала для быстрой зарядки базируются «Мицубиси-i-MiEV».
«А у вас специальная карточка есть?» – вопросила у меня девушка при входе в автоцентр. Карточки не было, и я приуныл. Но вскоре появились какие-то люди с карточкой из числа сотрудников, и мы дружно отправились кормить «Твизи» электричеством. Не буду описывать постигшее меня разочарование, когда я узнал, что малыша нельзя включить в колонку с высоким током для быстрой зарядки: для этого нужен специальный многофазный разъем. «Французик» же обречен заряжаться исключительно от обычной бытовой сети. Еще минут десять ушло на откупоривание самой розетки при помощи этой же карточки, и лишь затем пошел ток.
Еще через час с небольшим я как ни в чем не бывало под восхищенными взглядами окружающих колесил, уже почти без пробок, на работу. Красота! Однако с тех пор я старался на «Твизи» не отъезжать далеко от редакции, где есть розетка на улице. Кстати, денег за электроэнергию с меня нигде не взяли, зато во время зарядки в буфете я выпил кофе с бутербродом и купил журнал в местном киоске. Так что дорога на работу обошлась как минимум в 250 рублей. Кто там берется утверждать, что электрокар – это недорого?!
+ Компактные размеры, удобные в условиях ограниченной парковки; низкая стоимость километра пробега
– Небольшой пробег на одной зарядке; зависимость от инфраструктуры; отсутствие багажника; слабая защищенность от вандализма