Дыры в законах: проскочит мышь, проскочит слон

Трэшем завершился круглый стол, на котором государственные люди обсуждали поправки в законы для грузоперевозчиков. Дерзкую выходку выкинул представитель транспортного бизнеса, затесавшийся в ряды гостей-журналистов: ничего, мол, вы не смыслите в том, что обсуждаете — вот и не сжимайте клещи закона… О чем это?

Безопасность перевозок

Безопасность перевозокТрешем завершился «круглый стол», на котором государственные люди обсуждали поправки в законы для грузоперевозчиков. Дерзкую выходку выкинул представитель транспортного бизнеса, затесавшийся в ряды гостей-журналистов: ничего, мол, вы не смыслите в том, что обсуждаете, — вот и не сжимайте клещи закона… О чем это?
Трешем завершился «круглый стол», на котором государственные люди обсуждали поправки в законы для грузоперевозчиков. Дерзкую выходку выкинул представитель транспортного бизнеса, затесавшийся в ряды гостей-журналистов: ничего, мол, вы не смыслите в том, что обсуждаете, — вот и не сжимайте клещи закона… О чем это?

...И «пьяные» автобусы

Специалистов собрал на разговор зампредседателя Комитета по транспорту Госдумы Александр Старовойтов. Повод — безрадостная статистика ДТП, тема проистекает из нее — «Ответственность перевозчиков за безопасность на транспорте». С начала года зафиксировано более 150 тыс. ДТП, в них погибло 20 143 человека, «пьяных аварий» случилось свыше 10 тыс. Все три показателя превысили прошлогодние.

Еще несколько цифр. Из 10 тыс. «пьяных» происшествий в 311 ДТП виновны водители грузовиков. Водители автобусов фигурируют в немногих, казалось бы, случаях, в сравнении с общей цифрой, — 44. Но речь о перевозках людей! Спросите родственников тех, кто погиб или покалечен в этих ДТП, мало это или много: 9 человек не выжили, 65 ранены.

Инициатор "круглого стола" зам. председателя комитета по транспорту Госдумы РФ Александр Старовойтов.

Дыра 1: «здоров» не глядя

Из данных проверки московской ГИБДД. Десятки водителей автобусов предъявляли путевые листы с пометками: предрейсовый медконтроль прошли. Однако при дорасследовании выяснилось, что на линию их выпустили «не глядя».

Представитель Ространснадзора Елена Ульянова рассказала: проверить, как организована процедура освидетельствования водителей и техконтроль машин, практически невозможно. Закон разрешает плановые проверки компаний и ИП (индивидуальных предпринимателей) не чаще одного раза в три года (и о дате проверки контролеры обязаны предупредить поднадзорных). А чтобы провести внеплановую, по закону, требуется разрешение прокуратуры. Она же, как правило, таких санкций не дает — блюдет свободу предпринимательства: «Нечего их кошмарить бесчисленными ревизиями».

Чем в автохозяйствах и пользуются. В штат если и включают медика, то одного-двух, и не врача или фельдшера, а медсестру — они обходятся дешевле. Многие же компании работают по договору с медучреждениями.

Но как проходит освидетельствование! В начале смены, не тратя времени на прогон через тонометры и алкотестеры сотни-полутора водителей (ведь можно и опоздать с выездом на линию), начальники автоколонн несут пачку путевых листов к медику, а тот проштамповывает все вслепую.

Представитель Ространснадзора Елена Ульянова.

Эти сведения Ространснадзор и полиция получают от неофициальных источников. Составить же акты или протоколы они бессильны. Проверки запрещают даже после ДТП с серьезными последствиями.

Дыра 2: откупиться за копейки

Если выяснится, что обязательные предрейсовые или послерейсовые процедуры не соблюдает индивидуал, который возит определенный вид грузов по лицензии, его оштрафуют аж на 4 тыс. руб. (это максимум). Юридическое лицо, то есть транспортную компанию, накажут 30-40 тысячами.

Юрлицо на перевозках, не требующих лицензии, и того меньше — 10-20 тыс. руб. ИП заплатит вовсе «страшные» деньги — 1-2 тыс. руб. Но заметьте, к нелицензированным относят перевозки, в том числе, (обратите внимание!) опасных грузов, а также… школьников.

Не потому ли, по данным рейдов ГИБДД в регионах, выявлено, что в 309 случаях школьные автобусы подвергались техосмотру от случая к случаю, а их водители не показывались медикам... практически никогда. Автоинспекция прижала, и в ряде мест соблюдение регламента наладили. Но в Тыве, Дагестане, Челябинской области и некоторых других — всего в 101 школе все по-прежнему. Заплатить штраф проще, чем организовать контроль.

А еще есть так называемые заказные перевозки грузов и людей, к ним относят все нерегулярные. Скажем, множество фирм возит автобусами рабочих на удаленные объекты, и хотя возят ежедневно, поездки подпадают под определение «заказные»: не маршрутный же гортранспорт! В подавляющем большинстве случаев технику и водителей этих рейсов перед выездом не проверяют.

Дыра 3: дальнобойщик — сам себе алкотестер

Действующее правило: медики обязаны проверить состояние водителя перед стартом в многодневный рейс и после возвращения. А как он чувствует себя между отбытием и прибытием?

Один из участников круглого стола рассказал, чему был очевидцем. На площадке отдыха, что у обочины трассы, на ночь остановились десятки большегрузов. Рядом водители откупорили бутылку на троих…

Еще с советских времен и до недавнего времени существовал порядок контроля на трассах: машина транспортного надзора могла остановить автомобиль для проверки документов, груза, самочувствия водителя. Однако несколько лет назад Минюст обнаружил, что для такой практики отменена юридическая база — и тоже отменили. Теперь дальнобойщик сам себе контролер.

Дыра 4: «юрики» меняют имя

И факт с подтекстом, понятным разве что специалисту: в 95% случаях виновники ДТП — физические лица. Замначальника управления надзорной деятельности ГУОБДД МВД РФ полковник полиции Олег Понарьин разъяснил смысл неявного.

В последнее время средние и крупные транспортные компании, то есть юридические лица (на сленге полиции — «юрики»), активно «мигрируют» в стан лиц физических. Они перерегистрируют принадлежащие им ТС в собственность отдельных граждан, пребывающих в статусе индивидуальных предпринимателей.

Стимулирует «миграцию» то, что ставки налогов, а также в огромной степени и уровень наказаний за правонарушения, несопоставимы для «юриков» и «физиков». Частника дозволяется штрафовать максимум на 10 тыс. руб., а вот юрлицо — до полумиллиона. Разительно отличаются и затраты на организацию медицинского и техконтроля.

Безопасность перевозок

Проверить, как поставлен контроль у ИП, практически невозможно. Скажем, «физик» может оставить на ночь самосвал или автобус у тещиной калитки, откуда и выедет поутру. У контролеров тещиного адреса нет…

Не называйте это сгущением красок — вот статистика. Из 44 случаев ДТП с хмельными водителями автобусов в 33 случаях (три четверти) за рулем были физические лица. В их авариях погибло 7 человек (всего погибших в автобусах — 9), ранено 46 (из 65).

Трудно сосчитать, сколько сейчас перевозчиков замаскировалось под индивидуалов, отметил полковник Панарьин. Выявлены случаи, когда в собственности граждан грузовиков или автобусов даже больше, чем в автобазе средней руки. Отсюда, нельзя определить, какова действительная доля «грузовых» и «автобусных» ДТП приходится на транспорт истинных единоличников и масштабных бизнесменов.

Заглушки для дыр

ГАИ беспокоит нарастающая статистика «пьяных» аварий, и ее предложение — законом обязать в грузо- и пассажироперевозках установить на все ТС так называемые алкозамки. Устройство представляет собой алкотестер, сопряженный с системой зажигания: пока не дунешь в трубочку и прибор не покажет, что трезв, мотор не заведется. Полковник Понарьин посетовал: набросок законопроекта об алкозамках ГИБДД РФ давненько передала в Госдуму, но где-то в кабинетах он затерялся.

Представитель Минтранса РФ Владимир Луговенко сообщил, что в министерстве подготовлен законопроект, суть которого — штрафы за наплевательское отношение к правилам безопасности уравнять для всех, независимо от статуса нарушителей.

Начальник отдела нормативных правовых актов Минтранса РФ Владимир Луговенко: "сейчас в Госдуму внесен законопроект, который наделяет Минтранс России полномочиями по изданию правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов.

— Я готов в течение двух недель, посовещавшись с министерствами и ведомствами, внести пакет законопроектов, которые гармонизируют законодательство и дадут результат, — обещал участникам круглого стола Александр Старовойтов.

Депутат Госдумы опробовал программно-аппаратный комплекс, предназначенный для экспресс-анализа состояния водителей.

Александр Старовойтов провел "показательный" тест программно-аппаратного комплекса - проверился на содержание алкоголя в выдохе (на снимке), измерил давление. Процедура с комментариями заняла не более пяти минут. Медик не понадобился. Над экраном монитора установлена вэб-камера наблюдения, с нее ведется запись изображения при каждом очередном обследовании: она не позволит испытуемому водителю "не в форме" подменить себя кем-то другим. На панели под экраном монитора в черной нишке устройство считывания отпечатка пальца, таким образом, предусмотрен двухступенчатый каскад идентификации испытуемого.
Руководитель разработчиков аппаратуры Юрий Симонов: Разрабатываем программу, которую можно ввести в айфоны. Благодаря этому можно будет удаленно контролировать самочувствие водителей-дальнобойщиков.

На что жалуетесь?

Вроде, наступил логический конец в разговоре, и тогда-то аудиторию взорвал транспортник из Белгородщины Павел Осеев: «Я живу в режиме каждодневного бизнеса, о котором вы не знаете ничего». Я знаю, говорил он, настроения коллег: бизнесу ваши законы вредны. Скажите нам, что делать, и мы все сами исполним: закупим за собственные средства диагностические компьютерные комплексы, наладим контроль за состоянием водителей при выезде со стоянок у магистралей — не понадобится обременять госбюджет…

Оратора прервали, поскольку временной регламент круглого стола был исчерпан. Но выглядело это как «не дали сказать».

В коридоре корреспондент «За рулем.РФ» попросил Павла Осеева довести мысль до конца.

— Перевозчики идут на все, чтобы перевозки не останавливались, а это непросто. Из 5 млн единиц грузового парка страны 80% — убитые машины. Водители латают старые шины и едут дальше; пользуются запчастями, взятыми на разборках, или покупают дешевые китайские; дают взятки (для чего нужен «черный нал»), чтобы их выпускали с пунктов весового контроля во время весенних и летних ограничений для тяжелых грузовиков. … При этом в 2012 году отрасль заплатила 29 млрд налогов.

Вначале создайте условия — потом закручивайте гайки, настаивал бизнесмен Осеев. Если все продолжится, как до сих пор, государство столкнется с одним из двух: или ¾ транспортников не выживет и отрасль рухнет, или они продолжат ухищряться и станут неподконтрольными.

Осеев

Эти откровения (пессимистический прогноз? угроза?) лились в несколько пар ушей, и в нескольких головах слушателей синхронно возникла догадка: бизнесмен попал на разговор, явно рассчитывая сделать заявление в присутствии журналистов. Эта цель достигнута. Другая — найти понимание и сочувствие.

Традиция лобби: продавить

Не модно нынче «катить бочку» на бизнес и тем более защищать позицию власти, но вот расклад. Оцените его, приняв, опять-таки, во внимание мнение тех, кто не по своей вине попадал в аварии с грузовиками или терял близких в ДТП с автобусами.

Обсудить ставки налогов, наверное, не лишне. Но с темой безаварийности их не смешаешь: требования к безопасности перевозок одинаковы при любых налогах. Дрянные шины и прочие компоненты — предпосылки к ДТП. Это — новость?! Перевозчики противятся ужесточению «внешнего» контроля за самочувствием водителей. Почему ж не воспользовались существующим лояльным порядком?.. Без комментариев — ответы висят в воздухе.

В закулисье транспортного законотворчества идет нажим. Павел Осеев, оказалось, выступает не от своего имени, а выражает мнение некой некоммерческой (и настаивает на этом определении) «Ассоциации добросовестных перевозчиков», претендующей на всероссийский размах. Общество еще в процессе создания, но якобы в него уже готовы вступить 12 компаний и региональных объединений транспортников. Нечто вроде профсоюза. Но вот что озадачило: со слов Осеева, ассоциация будет претендовать на выделение и выкуп для своих членов земель под крупные специализированные транспортные центры («вдалеке от жилья и детских площадок») с полным комплексом услуг, вплоть до бензоколонок, СТО, ресторанчиков. Видимо, это тоже забота некоммерческой организации.

Осеев и сотоварищи не мелкие жалобщики, ведь пекутся за интересы отрасли, и потому их приняли в Госдуме: два раунда встреч прошли в Комитете по транспорту. Зампредседателя комитета Александр Старовойтов прилюдно обещал, что готов встречаться еще, хотя, заметил, слышит повтор одного и того же.

Посланцы наверняка воспользуются сполна силой принципа «власть должна учитывать мнение народа». Бизнес — он тоже народ.

Подпишитесь на «За рулем» в