Планы на 2013 год: операция «Кооперация»
Вводная номер один: в то время как авторынок Европы ушел в глубокий минус, российский демонстрирует устойчивый рост. Вводная номер два: в этих условиях, по расчетам аналитиков агентства «Автостат», наш автомобильный рынок за следующий год вырастет на 10%, а рост производства автомобилей составит 12%!
Выводов тут несколько: в России сформировалась новая, довольно мощная отрасль; в Европе кризис продаж, а у нас нет, вдобавок набирает силу экспорт «русских иностранцев». Автомобили марок «Рено», «Хёндай», «Киа», «Фольксваген», сделанные в России, уже поставляются за рубеж, пусть пока только ближайшим соседям – в Белоруссию, Украину, Казахстан.
Я постарался выяснить, какие новые модели появятся на конвейерах российских заводов в будущем году.
СТАРЫЕ И НОВЫЕ ДРУЗЬЯ
Сначала о тех предприятиях, которые традиционно считаются полностью отечественными, хоть это понятие уже не столь четкое, как раньше. Ведь на АВТОВАЗе, самом крупном российском заводе, теперь собирают, пусть пока и небольшими партиями, «Ниссан-Алмера». Полноценный запуск этой новинки, созданной, несмотря на японское название и оригинальный дизайн, на узлах «Рено-Логан», состоится в конце этого года. А в первом квартале 2013 года развернется серийный выпуск модернизированной «Калины». Во втором полугодии на АВТОВАЗе начнут собирать еще один автомобиль. Пока официальных заявлений не было, но уже понятно, что им станет «Рено-Логан» нового поколения, который только-только показали в Париже (подробности – в начале номера).
На Ижевском автозаводе, который стал фактически филиалом АВТОВАЗа, в 2013-м планируют выйти на полную мощность выпуска «Гранты». В конце года, возможно, именно здесь на конвейере появится и хэтчбек этой модели. Еще ходят слухи про некие модели «Ниссан» и «Рено», которые могут получить прописку в Ижевске, но тут и вовсе никакой определенности пока нет.
ГАЗ, второй по масштабам выпуска российский автозавод, тоже становится в ряд производителей иностранных моделей. Сегодня там собирают крупноузловым методом кроссовер «Шкода-Йети». К концу нынешнего года завод перейдет к полному циклу сборки автомобилей «Шкода» и «Фольксваген», в следующем году там надеются выпустить 60 тыс. машин этих марок. Ставку делают на модели «Октавия» и «Джетта». На полную мощность в 110 тыс. автомобилей, как рассказал руководитель проекта «Фольксваген Груп Рус – ГАЗ» Петр Линхарт, завод выйдет в 2014 году.
Кроме того, «Группа ГАЗ» и «Дженерал моторс» заключили соглашение о контрактной сборке. Сейчас в соответствии с ним монтируют новое оборудование для сварки. Запуск седанов и хэтчбеков «Шевроле-Авео» также состоится в начале будущего года; объем производства – до 30 тыс. машин ежегодно.
А еще на конвейере ГАЗа появится «Мерседес-Бенц Спринтер» предыдущего поколения. Кстати, на ГАЗе надеются, что сотрудничество со знаменитой немецкой маркой не только поднимет престиж завода, но и позволит набраться опыта, а также поможет модернизировать предприятие. Ведь в 2013-м начнется также выпуск «Газели» нового поколения.
Новостей с УАЗа немного: «Патриот» (включая пикап) пройдет очередную модернизацию, обещают новую импортную раздатку и дальнейшие улучшения в салоне. Владелец – компания «Соллерс» – активно ищет иностранного партнера, чтобы уже через пару лет запустить абсолютно новую модель. Наиболее вероятным кандидатом представляется корейский «СанЙонг», с которым у «Соллерса» давняя дружба.
СОБИРАЙ УРОЖАЙ
На елабужском заводе «Соллерса» летом этого года вдобавок к выпускаемым там «транзитам» (в июле собрали пятитысячную машину) запустили крупноузловую сборку других моделей «Форда»: минивэнов «Гэлакси» и S-МАХ, вседорожника «Эксплорер» и кроссовера «Куга». В следующем году главную ставку сделают на «Кугу» второго поколения. К ее сборке приступят в начале 2013 года, сразу после старта производства в Германии. Но это тоже промежуточное решение.
Вообще, «Кугу» планируют выпускать в Набережных Челнах, на территории бывшего ЗМА, где сейчас идет реконструкция. Мощность линии сборки (со сваркой и окраской) составит 110 тыс. автомобилей в год. Столько кроссоверов, конечно, пока никто не купит, поэтому на конвейере появится еще одна модель – некий седан класса В+. Вероятнее всего, «Фиеста» (эту машину с трехобъемным кузовом уже давно выпускают в Китае). Выпуск «Куги» по полному циклу стартует в 2013 году, седана – в 2014-м.
А в Елабуге будут собирать коммерческие модели, причем кроме известного «Транзита», который перейдет в новое поколение, на конвейере появится и младшая модель – «Транзит Кастом».
У «Соллерса» есть ряд проектов и с другими компаниями. В мае возобновилось производство среднетоннажных японских грузовиков на СП «Соллерс-Исудзу» в Ульяновске; в будущем году модельный ряд расширится. Во Владивостоке стартовала сборка кроссовера «Мазда СХ-5». Он недолго останется единственным, вскоре в Приморье пропишутся и седаны «Мазда-6» нового поколения.
В соседних цехах бывшего «Дальзавода» с начала года заработает еще одно СП, где будут собирать вседорожники «Тойота-Ленд Крузер Прадо». Не забыт и «СанЙонг»: ждем обновленный «Актион» и еще одну, говорят, совершенно новую полноприводную модель.
«Дженерал моторс» увеличивает объемы производства на заводе в Санкт-Петербурге – до 100 тыс. в год. Там пока делают две модели: «Опель-Астра» и «Шевроле-Круз» – как хэтчбеки, так и седаны. Но универсал «Круз» сойдет с конвейера в совсем другом месте, на калининградском АВТОТОРе. Там же получит российскую прописку компактный кроссовер «Опель-Мокка». А вот бюджетный седан «Шевроле-Кобальт» в Россию будут поставлять из Узбекистана.
Существует интрига по поводу «Автофрамоса». Сейчас там налажено производство седана «Рено-Логан», хэтчбека «Сандеро», кроссовера «Дастер». Также методом мелкоузловой сборки в Москве выпускают седаны «Флюэнс», «Латитюд», кроссовер «Колеос». Две последние модели так и останутся, видимо, на уровне отверточной сборки. Зато «Флюэнс» переведут на полный цикл. Сварка кузовов уже отлажена; после модернизации сборочной линии ее суммарная мощность возросла на 10%, до 176 тыс. машин в год. И это без учета «Логана» и «Сандеро», которые переедут на другие площадки – в Тольятти и, возможно, в Ижевск.
На заводе «Фольксвагена» в Калуге громких новинок не ожидается. Там продолжат выпуск седана «Поло» (возможно, он переживет небольшой рестайлинг). Зато весь год предприятие будет готовиться к запуску еще одной массовой модели – «Шкода-Рапид». Ее поставят на конвейер уже в начале 2014 года. А еще методом крупноузловой сборки в Калуге начнут производить некоторые модели «Ауди» – кроссоверы Q5 и Q7, седаны А4 и А6.
У соседей, на заводе «Пежо-Ситроен-Мицубиси», в первом квартале запустят седан «Ситроен-С4L». Обещают, что это будет наиболее богато оснащенный автомобиль класса. Здесь пропишется также настоящий вседорожник – «Мицубиси-Паджеро Спорт».
Концерн «Хёндай-Киа» в Санкт-Петербурге будет по-прежнему выпускать лишь две модели: «Солярис» и «Рио». Зато в Калининграде освоят сборку седана «Киа-Оптима» и целой гаммы седельных тягачей «Хёндай».
ПЛАМЕННЫЙ МОТОР
Еще одна важная новость: зарубежные фирмы развернут в России выпуск моторов! «Фольксваген» объявил о намерении построить завод бензиновых двигателей. Его возведут рядом с действующим предприятием в промзоне «Грабцево», под Калугой; открытие намечено на 2015 год. Мощность – 150 тыс. моторов объемом 1,6 л ежегодно.
«Фольксваген» станет первым, но не единственным. Об аналогичных намерениях заявил «Форд»: в партнерстве с «Соллерсом» он планирует обзавестись моторостроительным заводом – скорее всего, в Татарстане. Занимается локализацией двигателей и альянс «Рено-Ниссан-АВТОВАЗ». До 800 тыс. французских моторов в год намерены выпускать в Тольятти. И это только начало…
СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
Россия занимает 12-е место в мире по производству автомобилей, ее доля составляет 2,5%. К 2020 году мы рассчитываем переместиться на 8-9-е место с долей 3,5%.
В 2011-м в РФ выпущено 1,7 млн. легковых автомобилей, в 2012-м по плану соберут 1,95 млн. А еще через год – уже 2,1–2,2 млн.