Обслуживаем Lada Granta
Про обслуживание «Калины» мы уже рассказывали (ЗР, 2008, № 9). Напомним, та машина была с шестнадцатиклапанником ВАЗ-11194, механической коробкой передач, кондиционером и антиблокировочной системой. Посмотрим, что изменилось в лучшую сторону, а что в худшую.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Тестовая «Гранта» оснащена 8-клапанным мотором 21116. Свечи здесь как на ладони, но не спешите радоваться: прежде чем браться за инструмент, удалите мусор со дна свечных колодцев, иначе он непременно осыпется в цилиндры. Горстка песка способна значительно снизить ресурс двигателя, в этом даже не сомневайтесь. Сняв наконечники высоковольтных проводов, разбейте слипшиеся песчинки жесткой кисточкой и выдуйте их сжатым воздухом (на худой конец используйте насадку к шинному насосу). Теперь свечи можно смело выворачивать. Рекомендуем, дабы впредь облегчить себе задачу, вырезать суконные колечки и надеть их на изоляторы – пусть на них вся дрянь скапливается. Тогда перед снятием останется лишь скрепить мусор, капнув на колечки моторного масла, и аккуратно извлечь их, подцепив проволочным крючком. На «Калине» с двигателем 11183 та же проблема, поэтому в данной дисциплине между «девчонками» полный паритет.
По части замены масла, воздушного и топливного фильтров ничего не изменилось. Независимо от конфигурации двигателей масляный фильтр по-прежнему доступен из-под капота, для замены воздушного надо вывернуть четыре винта крышки, для замены топливного – лечь на землю (он под днищем, справа от бензобака).
Заменить охлаждающую жидкость проще на «Гранте». У нее внизу правого бачка радиатора теперь удобная пробка-барашек взамен прежней, под крестовую отвертку. Но всё так же сложно поймать широко стекающий поток – без тазика или корыта не обойтись.
С приводом навесных агрегатов «Гранты» явно перемудрили. Мы ругали «Калину» с ручной регулировкой натяжения и надеялись на внедрение автоматического натяжителя. Однако завод пошел по другому пути: генератор просто закрепили на блоке, лишив возможности смещения. Так поступают многие производители, экономя на «лишних» деталях, – но при этом применяют эластичный поликлиновой ремень. А у «Гранты» он настолько дубовый, что готов разнести подшипники в пух и прах. Что, собственно, и делает. Это решение ругают не только владельцы, но и механики: при замене агрегата (или ремня) нужны минимум двое – один проворачивает вывешенное колесо при включенной передаче, а другой заводит ремень на ручьи шкивов. Предложенные заводом оправки упрощению процесса не способствуют.
На наш вкус, мы доработали бы привод под прежнюю калиновскую схему, заменив кронштейн генератора и все-таки установив натяжитель. Но продавцы запчастей тоже не спят: осознав возможный спрос, они взвинтили цены на соответствующие детали вчетверо-впятеро. Заводу не грех объявить отзывную кампанию, признав свою ошибку, однако пока АВТОВАЗ молчит.
Впрочем, с приводом генератора «Калины» тоже не все безупречно. Родной ремень 6РК1018 долго не живет, а достойных импортных аналогов в природе нет. Можно найти только более длинный (1035 мм) или короткий (1000 мм). Последний все же можно установить, укоротив на 10 мм резьбовой конец штока натяжного устройства (ЗР, 2012, № 9).
Ремень ГРМ вряд ли станете менять самостоятельно, а если решитесь, то знайте: на 8-клапанной «Гранте» это проще, чем на похожем моторе «Калины», поскольку в приводе появился полуавтоматический натяжитель.
ДАЙТЕ МНЕ АВТОМАТ
Наконец-таки АВТОВАЗ внедрил долгожданную автоматическую коробку передач! Пусть не самую продвинутую, зато надежную и проверенную временем на «Ниссане-Тиида» (ЗР, 2010, № 1; 2012, № 9). Но в Интернете и по сей день не затихают споры по поводу целесообразности установки именно этого агрегата японской компании Jatco. Дескать, нам подсунули древний AY-K3, у которого всего четыре ступени, – а такие нынче не в моде. Возражу: если АВТОВАЗ уложился в жесткие нормы токсичности с этими четырьмя, честь ему и хвала. Отдельное спасибо австрийской компании AVL, настроившей «мозги» коробки сообразно характеру двигателя 21126 (только с ним пока поставляется автомат).
Эту АКП отличает удобство замены масла и контроль уровня при помощи старого доброго щупа, что наверняка оценят владельцы, предпочитающие обслуживать машину самостоятельно. Отработку сливаем в мерную емкость и через трубку щупа заливаем столько же свежего масла. Пустив двигатель, водим селектор по всем положениям с краткой задержкой в каждом и, оставив в режиме Р, проверяем уровень. Фильтр дилеры не меняют, считая его вечным, да и регламентом это не предусмотрено. Если все же надумаете заменить элемент, снимите поддон, открутив крепеж.
С заменой масла в МКП ничего не изменилось, сливная пробка и щуп остались на прежних местах. Обещанный через полгода после старта продаж «Гранты» тросовый привод переключения передач пока не внедрен.
В тормозах тоже все по-прежнему. Независимо от наличия антиблокировочной системы сложность только одна – подтянуть ручник. Для этого придется снять защитный экран на днище, накрывающий резонатор, – а его крепеж так и остался, мягко скажем, доморощенным: гайка, гровер и две шайбы, меньшая из которых нужна для того, чтобы гайка не провалилась через большую. Неужели так сложно внедрить единственную шайбу с большим наружным диаметром и маленьким внутренним, облегчив жизнь и собственным сборщикам, и автолюбителям?
ДО ЛАМПОЧКИ
Порадовала простота замены лампочек. С головной оптикой и у «Калины» все просто, – правда, только применительно к варианту с 8-клапанным мотором. На шестнадцатиклапаннике для доступа к правой фаре следует снять бачок омывателя. На «Гранте» он стал иной формы и уже не так мешает. Здорово, что предусмотрели столь необходимые дневные ходовые огни с отдельными лампами, не завязанными с ближним светом.
Еще больший восторг вызвала замена ламп в фонарях. Мы так ругали за данную операцию «Калину»: в ней надо снимать фонари, а их крепление с отдельными шайбочками и гаечками, так и норовящими бесследно ускользнуть в полость крыла, не выдерживало никакой критики. Наконец-то сделано по-человечески: отстегнул клапан в обшивке багажника – и вот они, лампочки.
В третьем стоп-сигнале обосновались светодиоды. По ресурсу они значительно превосходят лампы накаливания, что не может не радовать: лезть в эту секцию вряд ли когда придется. А вот фонари подсветки номера слегка огорчили: без крестовой отвертки лампочки теперь не поменяешь. Почему не использовали калиновские фонарики, неплохо себя зарекомендовавшие в плане герметичности и простоты крепления, так и осталось загадкой.
Игорь Козлов:
«Легкостью замены лампочек «Гранта» произвела приятное впечатление, это безусловный шаг навстречу потребителю. Еще шаг – внедрение простого и добротного автомата. Но с приводом генератора завод дважды шагнул назад. В общем в плане ремонтопригодности своих моделей АВТОВАЗ пока топчется на месте».
Благодарим компанию «Техинком-Авто»
на улице Кулакова в Строгине (Москва)