Ford Mondeo: скромность украшает
У Ford Mondeo есть несомненные козыри перед конкурентами. Во-первых, он наделен солидными габаритами и просторным салоном. Во-вторых, он умеет правильно ездить. В способности доставлять удовольствие искушенному водителю у Mondeo образца 2000 года даже сегодня найдется немного соперников. У него отличная эргономика, привод механической коробки с четкостью оружейного затвора, филигранная настройка рулевого управления, острые тормоза и отточенная управляемость. В-третьих, он подкупает умеренной стоимостью как при покупке, так и в процессе эксплуатации. К тому же Mondeo выпускался в виде седана, пятидверного хэтчбека и универсала, что существенно расширяет возможности выбора для потенциальных покупателей.
На рынке превалируют Mondeo, проданные российскими официальными дилерами, есть экземпляры, привезенные из Европы – в Америке автомобиль не продавался. Технически европейские и российские версии различаются разве что набором оборудования. Больше всего у нас седанов. Хэтчбек выбирал каждый пятый покупатель этой модели. А на долю универсалов приходится всего 5–8% от общего числа представленных на нашем рынке Mondeo. Что касается комплектации, то подержанный среднеразмерный Ford гарантированно будет с ABS, кондиционером, фронтальными подушками безопасности, электроприводами передних стекол и водительского сиденья по высоте. Однако чаще встречаются версии с полным электропакетом, литыми дисками и противотуманными фарами. А при желании можно запросто подобрать вариант с климат-контролем, электрообогревом ветрового стекла и форсунок омывателя, ксеноновыми фарами и кожаной отделкой салона.
Двигатель
На Ford Mondeo ставились бензиновые «четверки» 1,8 л (110 и 125 л.с.), 2 л (145 л.с.), а также V6 объемом 2,5 л (170 л.с.) и 3 л (204 и 226 л.с.). Российские дилеры также продавали турбодизельную версию с 2-литровым агрегатом (130 л.с.). Со всеми моторами изначально сочеталась 5-ступенчатая механическая коробка, а 4-диапазонный «автомат» предлагался для 2-литрового бензинового. С 2,5-литровым V6 и турбодизелями была также доступна 5-ступенчатая автоматическая коробка. После модернизации 2003 года для бензиновых V6 и дизелей стала базовой 6-ступенчатая МКП. Все моторы оснащены цепью в приводе ГРМ, и по европейским меркам они считаются надежными. Однако в условиях российской эксплуатации у двигателей объемом 1,8 и 2 л нередко отказывает катализатор. Если поездить пару недель с неисправным узлом, можно налететь на замену двигателя – частицы разрушенного катализатора засасываются в цилиндры и царапают их «зеркало», приводя в негодность цилиндро-поршневую группу. Поэтому если нейтрализатор (28 500 руб.) «умер», срочно его меняйте. Так же как и свечи (от 800 руб. за комплект), перебои зажигания в которых приводят к выходу из строя катушек (по 3750 руб.) и того же катализатора. На старых экземплярах Mondeo проворачивается на своей оси заслонка коллектора, который подлежит замене в сборе. Нередко отказывает термостат (3650 руб.). Причем новая деталь работать не будет – покупать надо только запчасть старого образца.
У 170-сильного V6 заклинивает заслонка во впускном коллекторе. Симптомы – неадекватная работа мотора на малых или высоких оборотах. Не спешите в сервис для замены – обычно ее удается реанимировать промывкой. Мотор неплохо себя зарекомендовал и считается даже надежнее «четверок». Зато у всех агрегатов от нашего топлива со временем забиваются форсунки системы впрыска и отказывает бензонасос (5860 руб.). Но если инжекторы можно очистить ультразвуком, то насос приходится менять. Для продления его жизни топливный фильтр надо менять на каждом ТО. Дизельные версии редко попадаются на вторичном рынке, отчего приобретение их связано с возможными проблемами в дальнейшей эксплуатации.
Трансмиссия
Механическая коробка не изобилует проблемами. Масло в ней залито на весь срок службы. Однако нелишне периодически контролировать его уровень. Сцепление (13 650 руб. с работой) нередко выдерживает 100 тыс. км и даже дольше. Правда, на машинах с большим пробегом заодно приходится менять и двухмассовый маховик двигателя. А стоит он немало – от 22 500 руб. Со временем текут сальники приводов ведущих колес. Замена дешевая. Но сильная течь со временем грозит понизить уровень масла в коробке до критического, и тогда от масляного голодания выйдет из строя пятая передача. Поэтому надо эпизодически проверять, не оставляет ли ваш Ford Mondeo под капотом масляные лужицы после продолжительной стоянки.
Четырехступенчатый «автомат» фордовского производства CD4E в целом надежен. Но не любит перегрева. Поскольку радиатор охлаждения коробки встроен в радиатор двигателя, масло в АКП начинает перегреваться, если радиатор забит пухом и грязью. Поэтому, чтобы не тратиться на ремонт коробки, радиаторы периодически следует очищать. А вот 5-диапазонная автоматическая коробка японской фирмы JATCO преподносит проблем заметно меньше. Масло в обеих коробках желательно менять через 60 тыс. км. Хотя эта операция в инструкции по эксплуатации не прописана.
Ходовая часть и кузов
Полностью независимая подвеска с подруливающим эффектом задних колес слывет долговечной. Однако при пробной поездке имейте в виду, что подвеска может «бухтеть» и постукивать на неровностях, будучи даже полностью исправной. Причина – в задних амортизаторах, которые начинают «разговаривать» еще задолго до того, как потеряют работоспособность, – обычно до 80 тыс. км. Стойки (1950 руб.) стабилизатора, и передние, и задние, служат в среднем 70 тыс. км. Шаровые опоры меняются в сборе с рычагом (7900 руб.), зато и ходят до 150 тыс. км. Опорные подшипники (2250 руб.) выдерживают два комплекта амортизаторов (8990 руб.).
В тормозной системе колодки выхаживают 20–40 тыс. км. Правда, задние (2890 руб.) изнашиваются быстрее передних (2800 руб.), особенно на машинах с «автоматом». Тормозные диски (по 2700 руб. передние и по 2450 руб. задние) выдерживают две-три замены колодок.
Кузов Mondeo безразличен к воздействию коррозии. Правда, на первых экземплярах вследствие заводского брака на нижней части дверей отслаивалась краска. А также протекало ветровое стекло. От грязи и химикатов закисает трапеция стеклоочистителей. Если разработать ее не удастся, придется покупать новую (от 5600 руб.). Бывало, что текли бачки радиатора (9700 руб.), из-за чего приходилось менять радиатор в сборе. Дорожная химия со временем разъедала проходящую под колесной аркой трубку кондиционера (от 2700 руб.). Достается и замку капота – его личинка часто забивается грязью.
Модификации
Кроме седана, в гамме модификаций Mondeo были 5-дверный хэтчбек и универсал. Обе версии отличаются практичностью – объем багажника при сложенных задних сиденьях составляет 1370 и 1700 л соответственно. На универсале задняя подвеска отличается по конструкции от седана и хэтчбека. Она компактнее и дороже по замене, зато имеет большой срок службы.
От гражданских версий заряженный Mondeo ST220 отличается аэродинамическим обвесом, 18-дюймовыми низкопрофильными покрышками и передним бампером, заправленным мелкоячеистой сеткой. Двигатель – 3-литровый V6 (226 л.с.), работавший в паре с 5-ступенчатой «механикой» (с 2003 года – 6-ступенчатой). Причем автомобиль выпускался не только как седан, но и как универсал.
Рестайлинг
В 2003 году Ford Mondeo обзавелся более крупными зеркалами, хромированной окантовкой решетки радиатора и трапециевидными противотуманными фарами взамен круглых у предшественника. У дорогих версий Mondeo нижняя губа бампера была хромированной. Сзади обновленный автомобиль можно распознать по белым треугольникам в задних фонарях. Среди технических новинок отметим появление нового мотора 1.8 Duratec SCi (Smart Charge Injection) и 6-ступенчатой автоматической коробки передач.
Видимо, фордовским дизайнерам стало неловко за то, что они так мало внимания уделили задней части машины при недавнем рестайлинге, поэтому на модели 2006 модельного года они решили компенсировать этот промах. На обновленный Mondeo добавили еще белые продольные полосы в задние фонари. А по краям нижней части бамперов появились красные световозвращатели. Кроме всего прочего, автомобиль обзавелся колесными дисками нового дизайна. Стала богаче базовая комплектация и шире список заказного оборудования.
Вердикт
Сергей Федоров, редактор:
– Потенциального покупателя подержанного автомобиля, как правило, интересуют две его составляющие. Это надежность и стоимость, причем как при покупке, так и в эксплуатации. Этим канонам Ford Mondeo соответствует как никакой другой автомобиль. Как видите, слабых мест у него немного, а ликвидация их не затратна, да и цена машины говорит сама за себя. Поэтому, если положили глаз на «немца», советуем подыскать ухоженный и технически исправный экземпляр. И лучше, чтобы он был не старше 2004 года – к данному моменту Mondeo избавился от большинства детских болячек. А для продвинутых пользователей рекомендуем заказать автомобиль в Европе. Там он стоит примерно в полтора раза дешевле аналогичного по возрасту и энерговооруженности Volkswagen Passat. Даже с учетом наших драконовских ввозных пошлин это будет выгодно, особенно учитывая техническое состояние тамошних авто.