Переходы для животных: хрюшка трассу обойдет
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
Оградить животных от контактов с автомобилями можно в буквальном смысле – забором вдоль шоссе. При разветвленной дорожной сети дробление ландшафта на мелкие сегменты неизбежно нарушит маршруты естественной миграции зверей к местам кормления, водопоя, сезонного обитания. И тогда неизбежное снижение популяции намного перекроет потери под колесами машин. Значит, необходимы искусственные переходы для животных.
На правах самой автомобильной нации проблему начали решать американцы. Первый туннель для прохода диких животных появился в США в 1955 году. Европа осознала опасность гораздо позже: аналог построили в Голландии только в 1974‑м. Годом позже Штаты реализовали новое решение: так называемый экодук, попросту – мост через магистраль. Однако не заасфальтированный, а покрытый естественными для этого места растительностью и почвой. Проходя по нему, зверюшки не ощущают опасную близость цивилизации. Первое такое сооружение в Старом Свете (построено оно в 1982-м) – на счету Франции.
С тех пор туннели и мосты для фауны всех мастей стали привычным явлением на западных магистралях. В тех же Соединенных Штатах на некоторых трассах они сделаны через каждый километр-полтора. И это только для крупных млекопитающих, не считая проложенных под асфальтом трубопроводов для мелких грызунов и рептилий. Но и этого оказывается мало. По статистике, собранной в Северной Америке, за период с 1990 по 2004 год число аварий с участием диких животных выросло с 200 до 300 тысяч, в полтора раза. При этом количество других дорожных инцидентов оставалось примерно на одном уровне. Ежегодный ущерб имуществу оценили в 1 млрд. долларов, не говоря уже о сотнях человеческих и тысячах звериных жизней.
ДЛЯ ВАС, КОЗЛОВ…
Места для экодуков и туннелей тщательно выбирают. Еще до строительства дороги егеря указывают сложившиеся звериные тропы. В этих местах и организуют переходы. Разумеется, предусмотреть всё заранее затруднительно, поэтому работы не прекращают и после ввода магистрали в строй. Вдоль дорожного полотна оставляют участки рыхлой земли или песка, как в приграничной полосе. По наличию и количеству следов на них сотрудники природоохранных организаций определяют популярность этих мест у животных. При необходимости построят дополнительные объекты звериной инфраструктуры. Но угодить всем животным одновременно нельзя, чьи-то маршруты все-таки прерываются. В таком случае зверей направляют к безопасным переходам. Забор, имеющий единственный проход, – грубый, но действенный вариант. Тут помогают и егеря, раскладывая приманку на новой тропе.
Роскошный и широкий экодук, как правило, не вызывает у животных страха. Ширина порой превышает 100 м, а рекорд – 800 м. Самые большие называют ландшафтными мостами. Проезжающие под ними водители оказываются в полноценном туннеле. В некоторых парках существуют экодуки смешанного типа. Днем по ним ходят туристы, по ночам – полноправные обитатели леса. Ширина таких сооружений – 15–20 м. Длина экодука менее важный параметр, но рекомендуется не превышать 80 м.
Куда сложнее соорудить комфортный «прокол» под дорогой. Темнота неизвестного прохода, в котором эхом гуляет шум от проезжающих машин, отпугнет зверей не хуже самой магистрали. Поэтому туннель звукоизолируют, устилают естественным дерном, пропускают через него ручей или небольшую речку. Обустраивая сооружение с помощью искусственных материалов, не забывают об их удобстве для зверей. Не застрянет ли лапа? Достаточна ли высота для лося с роскошными рогами? Для крупных млекопитающих рекомендована высота прохода от 3,5 м при ширине не менее 7 м.
Заграждения используют не только в непосредственной близости от экодуков и прочих переходов. В США ими огорожены целые национальные парки и заповедники. Проезжая по Швеции, ограду воспринимаешь и вовсе как неотделимый от шоссе элемент. Высота и прочность препятствия обусловлены разнообразием населяющих окрестности животных. Для прохода людей в нем сделаны калитки, непременно с запорными устройствами. В случае, если «дыра в заборе» необходима по каким-либо причинам, на земле укладывают железные секции под электрическим напряжением. Разряд не причинит вреда лесным обитателям, однако предупредит о запретной зоне.
ЗВЕРЬЕ МОЕ
Увы, в России дела с заботой о животных и водителях обстоят не лучшим образом. Худо-бедно огорожена лишь МКАД, под которой даже есть несколько туннелей для сохатых. Правда, видел я эти два прохода в районе Лосиного Острова – душераздирающее зрелище. Сомневаюсь, что животные пойдут в них по доброй воле. Высота немногим больше 2 м – так и с рогами недолго распрощаться. Предусмотрены такие сооружения в планах строительства ЦКАД и магистрали Москва – Санкт-Петербург. Скорее всего, сделают их так же – для галочки. Ведь до сих пор у нас научно не обосновали необходимость подобных объектов – их считают ненужными игрушками. Зато еще со времен СССР живо понятие «скотопрогон». Это те же проходы под дорогами, расположенные в непосредственной близости от сел и деревень или в них самих. Предназначены они, как можно догадаться, для проведения домашнего скота под присмотром пастухов. Разница между изящным словом «экодук» и почти ругательным «скотопрогон» превосходно отражает различия и в устройстве этих сооружений, и в отношении к ним.