Ford Focus ST, Renault Megane RS, Volkswagen Golf R: запах тройного
Знаменитый одеколон, «кельнскую воду», триста лет назад изобрел Джованни Фарина – однофамилец известной в ХХ веке семьи автомобильных дизайнеров. Популярный в России «Тройной», памятный агрессивным запахом, появился благодаря добавлению в оригинальный Eau de Cologne трех эфирных масел – бергамотного, лимонного и нероли. Какому из ароматизаторов соответствует каждый хот-хэтч из этого крепкого сочетания?
Начнем с «Форда-Фокус ST». Он только-только появился в России. Да и парфюмерной фабрике Фарины по-своему близок: «Форд» с 1931 года владеет собственным предприятием в Кельне. Итак, очередное воплощение горячей версии «Фокуса»: минус один цилиндр и пол-литра рабочего объема да плюс четверть сотни «лошадей» (итого их под капотом 250).
Не нужно опасаться, что даунсайзинг украл у «эстэшки» тягу – новый мотор развивает 360 Н.м против прежних 320, причем даже в чуть большем диапазоне оборотов.
Переживайте лучше по поводу того, как смена двигателя сказалась на бархатистом рыке, характерном для прежней рядной турбо «пятерки».
У машины третьего поколения во впуск тоже интегрирован синтезатор звука, но общий саунд-эффект… На холостых мотор – тихоня тихоней, при резком дросселировании резонатор взрыкивает, а потом его заглушает громкий голос глушителя, причем сидящим сзади он давит на уши вплоть до дискомфорта.
Впрочем, это один из способов привнести эмоции в характер разгона. Так-то динамические возможности впечатляют: паспортную сотню «Фокус ST» способен набрать за 6,5 секунды. Но достигается этот результат в процессе единства и борьбы противоположностей: «длинная» коробка позволяет реже орудовать длинноходным же рычагом, а тяги достаточно, чтобы сорвать колеса в пробуксовку и на второй ступени.
Вот этого-то как раз лучше избегать. Работать газом следует аккуратно: стоит покрышкам «Гудиер-Игл F1» размером 235/40R18 поскользнуться, как передок начинает трястись в пляске святого Витта, норовя вырвать из рук руль (он, кстати, отличается от рядового лишь шильдиком). Самоблока тут нет, у электронной имитации мало общего с настоящей блокировкой. А ведь в тех же фольксвагеновских вариациях на тему «Гольфа GTI» электроника настроена так, что позволяет почти бездумно давить газ в пол – хот-хэтч будет разгоняться на грани пробуксовки, слегка подпевая шинами в такт басовитым распевкам силового агрегата с шустрым роботом DSG.
На версии «Гольф R», которую мы второй раз привлекаем к тестам на «Смоленском кольце», о состоянии покрытия редко вспоминаешь. Мощность автомобиля сопоставима с фордовской (в российской спецификации 256 сил, хотя владельцы утверждают, что на диностенде наши машины развивают порядка 270 л.с., как в Европе).
Но «Халдекс» в приводе задних колес дает гарантию, что в спринтерских заездах владелец не почувствует разницу между сухим асфальтом и влажным. А на кольцевой трассе?
Весной мы тестировали частную «эрку» с пятидверным кузовом, на сей раз выехали на трехдверном хот-хэтче из пресс-парка. Вряд ли именно это сказалось на разнице в результатах, но теперь «Гольф R» оказался заметно быстрее, чем полгода назад. Отчасти это можно объяснить более благоприятной погодой, но в большей степени – состоянием автодрома.
Тогда мы открывали новый сезон и дорожка еще несла на себе следы минувшей зимы. А к осенним заездам на «Смоленском кольце» прошли десятки трек-дней, любительских и профессиональных этапов. Да и мы на зарулевских тестах изрядно «прорезинили» гоночный асфальт. Так что «Гольф R» снял сам у себя почти 4 секунды на штатных шинах «Данлоп-SP Спорт Маккс GT» 225/40R18. И был более покладист в поворотах, и не досаждал провалами тормозной педали… Кстати, из трех этих хот-хэтчей он показался самым честным по возможностям замедления: после десятка быстрых кругов тормозные свойства ухудшаются, но все же позволяют заехать в поворот с запланированной скоростью.
А вот пилоту «Фокуса ST» не позавидуешь! Если в городе привод многообещающе чутко реагирует на первое нажатие, останавливая «Форд» быстро и уверенно, то на автодроме возможностей тормозных механизмов хватило лишь на одну тестовую сессию.
Саша Крючков, откатав мерные круги, продефилировал по кольцу в остужающем режиме и передал мне машину с напутствием: будь, мол, осторожен, тормоза греются быстро! У меня они «кончились» практически сразу же – на третьем торможении «Фокус» поехал мимо поворота. Впрочем, ожидать чудес не стоило: механизмы тут, как у обычных версий, разве что диаметр передних дисков увеличен до 320 мм. Поэтому «Форд» и источал амбре паленых колодок.
Итак, «Гольф» задал точки торможений, «Фокус» заставлял тормозить намного раньше, – ну а «Рено-Меган RS» на пристрелочном круге замедлился быстрее ожидаемого. Информативная педаль позволяет балансировать на грани пробуждения антиблокировочной системы, и лишь короткие блокировки колес при переключениях вниз заставляют шины подавать голос.
Шасси спортивной версии «Кап», которая наиболее привлекательна для поклонников трек-дней (победы в своем классе в любительской серии RHHCC одерживают в основном такие «меганы»), впечатляет. В отличие от «Форда», который тоже рьяно реагирует на первый импульс руля, а затем начинает выбирать ходы «резиновой» подвески, хот-хэтч от «Рено» по-кольцевому собран. Он тоже не прочь помести хвостом под сброс газа, причем делает это еще охотнее. Но добавление тяги благодаря самоблокирующемуся дифференциалу не расходуется на пробуксовку, а затягивает «Меган RS» в поворот.
Тут нет столь же широкой «полки» крутящего момента, как у «Фокуса», но нетипичное для современных турбомоторов поведение придает двигателю скорее атмосферный характер со «взрывом» наверху.
И из всей троицы «Рено» больше всего напоминает инструмент, с помощью которого можно размечать гоночные траектории на кольцевых трассах.
Подобно входящим в состав одеколона «Тройной» эфирным маслам, каждый хот-хэтч обладает характерными особенностями. Можно ли приписать манеры «Фольксвагена-Гольф R» лимонному компоненту? Скорее всего, да: его «противовирусный» полный привод проявится зимой, когда вероятность подхватить скользкую инфекцию особенно высока.
«Форд-Фокус ST», словно масло бергамота, вполне тянет на роль антидепрессанта в повседневной жизни – вот только на солнце (то есть на трек), намазавшись им, выходить не рекомендуется. А от бессонницы спасут неролиевые свойства «Рено-Меган RS», который позволит потратить весь адреналин на трек-днях. Причем, в отличие от эфирного масла, спортивный «Меган» вовсе не такой уж редкий и дорогой.
ПАРАД РЕКОРДОВ
Гоночная трасса «Смоленское кольцо» вступила в строй в августе 2010 года, и с тех пор отдел спорта журнала «За рулем» измерил на ней время прохождения круга для более чем 30 автомобилей. После насыщенного тестового сезона взглянем на пополненную таблицу результатов и отметим самые быстрые из мира спортивных машин.
Таблица открывается в полный размер по клику мышки.
Как бы нам ни хотелось поставить всех участников в равные условия, на результат все же влияют температура воздуха и слой резины на трассе, меняющиеся от теста к тесту. Так что, когда скорость автомобилей близка, однозначно определить победителя позволяет только очная схватка. Тем не менее многое можно вынести и из общей таблицы.
Например, безусловным лидером общего зачета остался «Ниссан GT-R», показавший время круга 1.41,8. А вот «Фольксваген-Гольф R» (1.50,7), быстрейший из горячих хэтчбеков, выиграл у преследователя в лице «Ауди-RS3» не так уж и много. Здесь вполне могли вмешаться внешние условия. Зато «Рено-Меган RS» (1.51,6) можно с уверенностью назвать самым быстрым переднеприводным автомобилем из участвовавших в наших тестах. Что касается заднего привода, тут «Мерседес-Бенц SLS AMG» (1.47,1) держит верхнюю строчку чуть ли не с открытия трассы. Пора подыскать ему достойных конкурентов.
Напоследок бросим взгляд на машины российской сборки: тюнинговый «Рено-Сандеро» (1.59,8) вполне предсказуемо не оставил шансов своему серийному собрату и «Ладе-2114», несущей службу в ДПС Смоленской области.
Александр Крючков, тест-пилот ЗР:
«Форд» хорош бодрыми реакциями на работу акселератором. Его легко выставить в занос сбросом газа и так же легко вернуть обратно подачей, – особенность предыдущего поколения «Фокуса ST» осталась на месте. Тем не менее на фоне «Рено» он оставил впечатление машины скорее для молодежи, чем для гурманов.
Самое слабое место «Форда» – тормоза: за несколько кругов по трассе они перегреваются. Впрочем, на обычной дороге к тормозам претензий нет. К тому же жизнь упрощает более ровный по характеристикам мотор, а более «длинная», чем у обоих конкурентов, коробка избавляет от лишних переключений. Однако на первых двух передачах на «Фокусе» (как и на «Мегане») нажимать на педаль газа нужно аккуратно: передние колеса с трудом переваривают приходящие на них 250 л.с. мощности.
Вот здесь-то и пригодится полный привод «Фольксвагена»! Хотя он и не избавляет «Гольф R» от недостаточной поворачиваемости, а поведение машины похоже на переднеприводное, задние колеса приходят на помощь передним на выходе из поворота, позволяя раньше нажимать на газ. Это, по большому счету, и определило выигрыш «Гольфа» во времени прохождения круга. Что касается органов управления, то здесь «Фольксваген» находится между «Рено» и «Фордом». Тормоза со временем перегреваются, но не так быстро, как на «Фокусе». Робот DSG радует быстрыми переключениями, привыкшему к подрулевым лепесткам водителю он поможет показать хорошую скорость».