Транспортный налог: тяжелее тем, кто платит
Большущий рубль в чужом кармане
Депутат Мосгордумы Александр Крутов заявил: мы поднимаем ставки транспортного налога потому, что закон позволяет, а «потолок» еще не достигнут. Это, продолжил он, законный способ принудительного отъема денег у населения, и глупо им не воспользоваться… Товарищ Бендер курит. Такой комментарий причин роста величины транспортного налога (ТН) у журналистов вызвал недоумение.
Александр Николаевич продолжил и снова ошарашил: ставки почти на все категории двигателей (по рабочему объему) увеличены, дескать, всего на пять рублей. Получается, для 100-сильного мотора — на полтысячи. Примерно столько стоит треть бака топлива — то есть не сумма.
Все считают так же: 500 руб. — не деньги?
Вот данные «Автостата». По итогам 2011 г., средний возраст легковых авто в РФ практически преклонный — 11,8 года. Возраст же отечественных машин (доминирующих в автопарке страны) — 14,8 года, а тех, что старше 20 лет, — треть (32,2%). Средний возраст иномарок – 8,4 года, тоже не девочки. «Престарелых» — 11,4%. Парк машин молодеет в темпе не более 1% в год (соотношение сравнительно свежих к сравнительно старым). В столице статистика незначительно лучше. В «переводе» с цифр это означает, что многие годы владельцы старья ничего лучше купить не в состоянии... А для них что такое 500 руб.?
Около половины новых машин куплено в нынешнем году по автокредитам (42-45%). Знамо, взваливают на себя это ярмо не богатеи и оплачивают они, в основном, бюджетные автомобили. Для этих заложников займов полтыщи тоже как одна копейка?
И в принципе называть лишними деньги в чужом кармане — это даже для депутата, знаете ли…
Вас здесь не стояло
Теперь легкий шок — об истинной, как представляется, причине, почему «приподняли» ТН.
Ведущий специалист столичной налоговой службы Александр Меньков назвал цифру: своевременно оплачивают налоги, в том числе ТН, 70% граждан. Всего! Остальное налоговики пытаются «добирать» позже, да не очень-то получается. Доцент Московской юридической академии Александр Карташов привел факт: недавно списано 33 млрд руб. задолженностей, «невозможных к взысканию».
Трудно заподозрить миллион московских автовладельцев в том, что они все прячутся по подвалам и тещиным хуторам — лишь бы улизнуть от святой обязанности (хотя, наверное, и такие есть). Но не они главная причина столь низкого показателя, а… сами налоговики.
Это дал понять зав. кафедрой Российской академии правосудия Имеда Цинделиани, также участвовавший в разговоре. Он привел цепь аргументов и проиллюстрировал их собственной историей о несуразице.
Не находя извещения об уплате ТН в почтовом ящике, он сам «идет к горе» и пытается вытрясти квитанцию из налоговой конторы. Та держится стойко: в наших списках вас не стояло! Может, случилась нестыковка в базах данных ФНС и ГИБДД. Или, знаете, часто подводит Почта России… Как бы то ни было, пока не получим информацию от полиции, вы для нас не автовладелец. И не тычьте документ на машину, для нас он — пшик… Продолжается это несколько лет.
О подобных случаях рассказывали и читатели «За рулем» в письмах в редакцию.
Нет оснований усомниться в позиции кафедры финансового права Академии правосудия: недобор по ТН — в большой степени вина самих налоговых властей. Для депутатской же власти патронировать состыковку ФНС и ГИБДД — хлопотно. Простейший способ закрыть дыру в муниципальном бюджете — отнять еще по пятерику у автовладельцев. И, мол, радуйтесь, что повысили ставки налогов не десятикратно. А могли бы, по закону.
Как одобряют президенты и что случается потом
Дмитрий Медведев, будучи в должности президента, подписал закон, вдвое снижающий базовую ставку ТН. Но — базовую. А поскольку властям регионов разрешили повышать ее до десяти раз, право использовали: платежи по ТН остались прежними. Транспортный налог теперь не федеральный, его превратили в местный, как оброк.
Нынешнему главе РФ о теме напомнило письмо Федерации автовладельцев России (в подписантах 100 тыс. чел.): это против обещаний — взимать и налог, и акцизы. Владимир Путин «поддержал», как сказано в официальном сообщении, инициативу ЛДПР вернуться к отмене ТН. Поддержал, однако: «Это надо делать постепенно, без потрясений…»
Кто бы подсказал ВВП, что потрясение от «взять да отменить» водители точно переживут.
Вроде, есть такой проверенный подсказчик — депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. Явно подбирая парламентские выражения, он заявлял: «Привязка размера транспортного налога к мощности абсурдна». Но и не дал уронить авторитет Путина: склонить к отмене ТН президента не удалось, потому что советники дали неверную информацию. Между тем «достаточно было поднять акцизы на 1 рубль, чтобы компенсировать выпадающую часть (из бюджета после отмены ТН. – Ред.), а мы на три рубля подняли!»
ВВП услышит соображения Лысакова?
Ставки транспортного налога (за 1 л.с.) в Москве, вводимые с 1.01.2013.
- до 70 л.с. — не взимается
- от 70 до 100 л.с. —12 руб. (+5 руб.)
- от 100 до 125 л.с. — 25 руб. (+5 руб.)
- от 125 до 150 л.с. — 35 руб. (+5 руб.)
- от 150 до 175 л.с. — 45 руб. (+7 руб.)
- от 175 до 200 л.с. — 50 руб. (+5 руб.)
- от 200 до 225 л.с. — 65 руб. (+5 руб.)
- от 225 до 250 л.с. — 75 руб. (не изменилась)
- свыше 250 л.с. — 150 руб. (не изменилась)