Цепи для мегапробки
Еще не дожидаясь, но явно предчувствуя реакцию главы Белого дома, Роман Старовойт, глава Федерального дорожного агентства, отправился в инспекционную поездку по М-10. Вернувшись, рассказал «Российской газете»: Росавтодор будет устанавливать на подъемах емкости с песком, здесь круглые сутки дежурит тяжелая дор. техника. С ГИБДД согласован дорожный знак «Ограничение движения фур» (для сложных участков). Владельцев придорожных сервисов обяжут более тщательно чистить снег на своих территориях. Для фур на лысой резине дорожники запасли цепи противоскольжения.
Будут ящики с песком... За сутки до суперпробки на М- 10 «За рулем.РФ» договаривался об интервью с одним из руководителей Росавтодора — именно об обеспечении бесперебойного хода по трассам зимой. Мы задали вопрос: что есть, кроме ящиков с песком, на подъемах? Если ничего, встречаться нет смысла… Интервью не состоялось. Теперь выясняется, что дорожники и очевидного не сделали.
Яснее ясного, что снегоочистительным машинам не стоять на постах до весны и, если снова заносы, до сложных мест добираться им сутки. Насчет знака ограничений для большегрузов: нововведения в ПДД проходят очень туго (скажем, с апреля томится в ожидании попасть в Правила согласованный с ГИБДД знак «Ведется видеонаблюдение»). И потом, если фуры перед знаком займут правый ряд (широкие обочины не везде), то создадут условия для тех же пробок. И трудно представить, что если знак повернет толпу фур в объезд (по второстепенным дорогам?), то они найдут более легкий путь… Тезис о трудовой повинности владельцев придорожных сервисов надо ли комментировать: сервисы — они ведь при-дорожные.
По поводу цепей на колеса… Не забота дорожников их заготавливать. Разумеется, при аврале и такая инициатива полезна. Но в том-то и дело, что действуем аврально, тогда как метели — явление системное. Вот и правительство собиралось на экстренное заседание и решило впредь в подобных случаях подключать... войска. Всего лишь обильный снегопад, а суеты - словно безвременно наступило 21 декабря и сбылись предсказания об армагеддоне.
По прикидкам, простои грузовиков на М-10 обошлись «на круг» в сто с лишним миллионов долларов (лишь поначалу сообщали, что до десяти). Если выразить в деньгах перенесенные трудности людей, выйдет столько же. Метеослужба обещает самую морозную за много лет зиму, прошедшие снегопады, понятно, не последние. Сколько еще потеряем, если продолжим «воевать» как до сих пор? Без вмешательства войск точно не обойтись. Но можно же установить порядок: уже только по прогнозу метеорологов не медля проводить превентивную обработку реагентами сложных участков трасс — такие реагенты существуют. Не во всех ситуациях они спасают: случись снегопад, не утихающий сутки, конечно, придется чистить и чистить. Но ситуацию это облегчило бы.
Росавтодор имеет же право «выкручивать руки» подрядчикам, призванным держать трассы проходимыми, угрозой одностороннего разрыва контрактов, драконовских штрафов. А то ведь в пик событий на М-10 у некоторых фирм, как оказалось, работоспособных спецмашин - от половины парка до ни одной. Хорошо, когда бы удалось пробить в ПДД пункт об обязанности для большегрузов возить в составе обязательной зимней экипировки (как огнетушитель) цепи противоскольжения и песок— так принято в Венгрии, Швейцарии, некоторых других странах. В Черногории, если в машине нет мешка с песком и лопаты, штрафуют до €150, а если даже есть, но в нужный момент ими не воспользовался, — до €300. У нас ведь не теплее, чем в Черногории...
Перечень пусть продолжат дорожники-профессионалы. Даже как-то неловко, что подобное им высказывает журналист. Но они сами дали повод — здорово оплошали, и это мягко говоря. Когда смогут предусмотреть по-настоящему эффективные средства, «За рулем.РФ» точно не откажется от интервью. Но, право, тезисы типа «заготовили достаточное количество песко-соляной смеси» не примем — это норматив прошлого века.