Citroen Berlingo Trek: почти вседорожник
Berlingo – модель, популярная не только в Европе, но и в России. Его доля среди одноклассников составляет почти 30%. И все-таки предела совершенству нет – уже объявлены цены на совершенно новую для нас модификацию Trek с шильдиком Dangel 4X4 на задней двери. Правда, это не значит, что у нас появилась полноприводная версия, но возможности машины стали значительно шире. Впрочем, обо всем по порядку.
Актуальный Berlingo – второе поколение образца 2008 года, прошедшее незначительный внешний рестайлинг в 2011 году. Главное, появился более мощный бензиновый мотор – 120 л.с., который у нас сочетается с 5-ступенчатой МКП. Для создания версии Trek за основу была взята версия Multispace именно с этим силовым агрегатом.
Что такое Dangel? Это известная во Франции тюнинговая компания, носящая имя ее основателя Анри Данжеля, которая занимается, в основном, установкой полноприводных трансмиссий на легковые автомобили, а также подготовкой машин к серьезным спортивным соревнованиям (вплоть до ралли «Париж-Дакар»). Работа над первенцем Peugeot 504 (4X4) заняла почти шесть лет (1978-1984 годы). В дальнейшем тюнинг от Dangel принял промышленные масштабы. На собственном заводе в Сентиеме или по «рецепту» Dangel полным приводом оборудуется до нескольких тысяч Peugeot Partner, Boxer, Fiat Ducato, Citroen Jumper и, конечно, Berlingo. Что касается «крайнего», то для него разработана версия повышенной проходимости и с передним приводом. Именно ее представили на московских выставках 2012 года: Международном автосалоне и «Охота и рыбалка». Машина понравилась предполагаемым соотношением цена-возможности – увеличенный на 60 мм (до 200) дорожный просвет и самоблокирующийся дифференциал. Во Франции такой «доработанный» Berlingo стоит примерно на 3000 евро дороже серийного, в то время как полноценный полноприводный намного дороже.
Показать-то показали, народ заинтересовался, но как такой привезти? Опять через все круги ада сертификации-омологации да пошлинные барьеры? Посчитали – дороговато будет. Поискали партнера и нашли среди старых друзей – «Ирито». Та самая компания, которая кроме реализации китайских автомобилей в России уже давно и успешно производит автобусы на базе фургонов Jumper и Boxer, причем с нашим VIN, что заметно снижает конечную стоимость продукции. Так и появился Berlingo Trek – можно сказать, наш, отечественный. Его переоборудуют по технологии и с помощью кит-комплектов Dagel на одной из подмосковных площадок компании «Ирито», присваивают ему новый VIN на вполне законных основаниях – автомобиль сертифицирован как «произведенный в России».
О технике
Технология переоборудования – чисто тюнинговая. Сначала с автомобиля снимают силовой агрегат и заменяют родной дифференциал на другой – повышенного трения. Так называемый конический, способный перераспределять до 75% крутящего момента на ведущее колесо с лучшим зацепом. Далее демонтируют подвески и устанавливают проставки, приподнимая кузов на 60 мм. Двигатель, опять же с помощью дополнительных деталей из кит-набора, устанавливают, наоборот, пониже, с тем чтобы не слишком повышался центр тяжести. В подвеске заменяют все четыре пружины на более жесткие. Амортизаторы, а значит ходы подвески, остаются теми же. Среди оставшихся мелочей заменяют резиновые подвесы системы выпуска. В комплект входит также новая усиленная железная защита картера. И последнее: полноценное запасное колесо теперь не помещается на штатном месте под кузовом. Его перенесли в багажник. Полочку пришлось прорезать и ввести в комплектацию ремень для крепления запаски и чехол для нее. За машину на «ходулях» просят: в комплектации Tendance - 819 500, в X-TR - 860 500 рублей. Обе оборудованы ABS. Увы, ESP ни здесь, ни в одной другой российской комплектации Berlingo пока не предлагают.
А стоит ли игра свеч? На мой взгляд, стоит. Особенно зимой. Да и летом 20 см клиренса с уверенно ведущими (за счет дифференциала повышенного трения) передними колесами позволяют смело съезжать с асфальта на наши многочисленные направления, с ухабами и хлябями, но ведущими к вожделенным фазендам или в грибные-ягодные места. Всех преимуществ полного привода такая переделка не дает, но там, где нужно просто перешагнуть через сугробик или большую лужу, Trek дает значительную фору (если еще и шины не шоссейные, а внедорожные по сезону) обычной городской версии.
Конечно, найдутся скептики, которые заявят, что увеличение клиренса на столь значительную величину и «самоблок» спереди должны ухудшить ходовые качества на шоссе. И будут отчасти правы: у машины теперь есть новые особенности. Удивительно, но валкость в повороте стала меньше – спасибо более жестким пружинам. Правда, и комфорт на средних неровностях ухудшился – появилась неприятная тряска, а задние амортизаторы довольно часто срабатывают на отбой. Что касается влияния «самоблока», то на высокой скорости при большой разнице в зацепе левого и правого колес (например, под одним лед, а под другим присыпанный снегом асфальт) возникает эффект «затягивания» машины в сторону. Он не велик, но присутствует. От водителя требуется: первое - не испугаться, а второе - чуть скорректировать положение руля и подачу газа.
В целом же идея версии Trek неплоха сама по себе и, главное, профессионально реализована. Гарантия на автомобиль, план и стоимость сервисного обслуживания остаются неизменными (кроме одного пункта на пробеге 60 000 км). На момент подготовки материала подготовлена первая партия из 200 Berlingo Trek. В дальнейшем предложение будет диктовать спрос на модификацию. Что касается шильдика 4Х4 – пока это чистый антураж. Однако вопрос наполнения его содержанием (выпуска на наш рынок Berlingo с полным приводом), в том числе и с дизелем (основная версия Berlingo 4X4 от Dangel), пока в стадии изучения. Поживем – увидим…
И еще плохая новость для «самоделкиных» - кит-комплект для лифтования Berlingo от Dangel в свободную продажу и на СТО поступать не будет. Причина чисто юридическая: Berlingo Trek формально - другая модель. Самостоятельная же установка этого «кита» на стандартную машину называется «вмешательством в конструкцию автомобиля» и влечет за собой индивидуальную сертификацию. Вот эта игра точно не стоит свеч.