Следующая зарплата на питерском Hyundai составит...
О рабочих, в том числе об их заработках, и будем говорить, но не обойтись парой слов о предприятии и его хозяевах. Будем объективны: по меркам советско-российского опыта, то, что проделала компания за свою коротенькую историю жизни в России, не вписывается в представление о возможном.
Первый камень в фундамент завода заложили летом 2008-го, и всего-то через 2,5 года, в январе 2011-го, с конвейера уже сходили «Солярисы». А как пошли продажи! По изначальному проекту предприятие рассчитали на выпуск 150 тыс. машин в год. Но вскоре стало понятно, что на всех желающих столько не хватит, — и оперативно нарастили мощности до 200 тысяч. Выпуск идет со скоростью 41 авто/час.
Корейские капиталисты в России не альтруисты, разумеется, получают прибыль. Однако подавим в себе классовое неприятие богатых. На сегодня инвестиции в питерский завод составили 600 млн долларов. Сумма, однако... И каждый, кто в своем уме, хочет вернуть вложения.
Так что получили мы все? Отечественный авторынок — приличные машины B-класса, питерцы — рабочие места. Если вначале работа шла в одну смену, то теперь в три — круглые сутки. Персонал «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус» (ХММР) — это 2200 человек. Они наращивают объемы выпуска не голыми руками, автоматизация процессов на каждом этапе сборки. Заводская технологическая цепочка включает штамповку, сварку, окраску, сборку — что и формирует производство, как его называют, полного цикла. Именно такой тип производства требует соглашение между корейской компанией и Правительством РФ.
Современного оборудования все больше, но оно не вытеснило людей за ворота: по мере создания второй и третьей смен хорошие руки и головы оставались востребованными. Получить же место «с улицы» не очень просто, на освободившуюся вакансию (что редкость) отбирают строго. Скажем, на должности операторов узловых техпроцессов заводчане принимают сами и «через рентген», не полагаясь на рекомендации рекрутинговых агентств.
Умелыми здесь дорожат и многое делают, чтобы труд на предприятии был привлекательным не только оплатой. Завод расположен в нескольких километрах за чертой Санкт-Петербурга, тем не менее на нем работают горожане, приезжие, жители соседних районов Ленинградской области. Никто не опаздывает: у ХММР большой парк автобусов, ими сотрудников возят на смену и обратно до станций метро и других удобных для людей точек.
Еда в столовой приличная (продегустировали журналисты), в меню есть из чего выбирать. Корпоративные праздники рассчитаны на возраст коллектива: большинству меньше 30 лет. Неудивительно, что футбольные турниры — популярнейшие из них. Для семейных — Дни семьи: открывается беспрепятственный вход на территорию для жен, детей, тещ и свекров, им позволяется бывать везде. Увиденное в цехах поднимает авторитет кормильцев с Hyundai.
Но о зарплате. Здесь не принято раскрывать заработки квалифицированных рабочих, даже размер средней по заводу. Но нет тайны в том, что получивший место выпускник школы может рассчитывать на 32 тыс. руб. в месяц, а с нового, 2013 года — на 36 тысяч. Повысят оплату, разумеется, не только новичкам, а всему персоналу: зарплаты проиндексируют на 12-12,5%, рассказали управленцы.
Цифра обескуражила: ведь уровень инфляции в России в нынешнем году ожидается на уровне 6,5%. Почему же вы, спросил корреспондент «За рулем.РФ», обещаете почти вдвое больше?
Ответ был неожиданным — подобного не ждешь от капиталистов. Потому что по итогам 11 месяцев завод произвел почти 205 тыс. машин, до конца же года с конвейера сойдет всего свыше 225 тысяч. Вспомним: проектная мощность предприятия ниже — 200 тысяч. То есть коллектив за год отработал как за 13 месяцев. И все, что произведено, быстро раскупается. Так что прибыль будет достаточной, чтобы люди получили заработанное по праву. Вот такая у них новогодняя радость.