ГАЗ-21 «Волга»: мастер спорта

Легендарная машина и романтический период нашего автоспорта — ГАЗ-21 «Волга».

БЕЛЫЙ ВЕРХ, ЧЕРНЫЙ НИЗ

Трудно представить себе автомобиль, менее приспособленный для гонок, чем 21-я «Волга». Правда, в годы ее молодости в мире было немало похожих седанов – вальяжных и просторных. Но на гоночные трассы выводили их крайне редко. В СССР же «волги» соревновались не только друг с другом, но и с «москвичами», а на международных ралли встречались даже с заточенными исключительно под скорость спорткупе. Те, кто застал отечественные гонки на 21-х, никогда не забудут захватывающего зрелища: визг шин, крены, глубокие заносы...

Моя машина идет почти так же, ведь подвеска здесь стандартная, хотя амортизаторы явно жестче серийных. Зато легкий и огромный руль только успевай вращать. А ведь режим у нас тренировочный, совсем не характерный для сражений настоящих гонщиков 1960-х, которые в «мирной» жизни были обычными водителями, таксистами, испытателями.

Зимой 1964-го два «москвича-403» и три «волги» въехали в Монако – столицу мирового автоспорта. ГАЗ-М-21 были окрашены в цвета, ставшие на некоторое время фирменными газовскими для зарубежных соревнований. Немного напоминает школьную физкультурную форму, но «волги» в ней смотрятся вполне благородно.

На «волгах» на Ралли Монте-Карло приехали экипажи Васькович – Добровольский (сын знаменитого газовского фотографа), Мосолов – Дегтярев и Тенишев – Дмитриевский. Стартовали из Минска, который входил в список городов традиционного для этого соревнования «звездного сбора». На крышах стояли фары-искатели, ими управляли штурманы. Чуть ли не впервые применили ремни безопасности, на двух машинах – даже импортные спортивные сиденья. В остальном 21-е были практически серийными. Даже зимние шины купили только в Реймсе.

Кольцо звукового сигнала сняли: без него удобней быстро крутить баранку. Рычаг четырехступенчатой коробки – в полу.

Чтобы меньше тратить валюты, в багажники поставили 150-литровые баки. Куда возможно, распихали запчасти и инструмент. Даже снятые заводские шины взяли с собой – начальство приказало ничего не бросать. Соперники, видя все это, крутили пальцем у виска. Как с такой нагрузкой русские собирались гоняться в горах, они не понимали, – ведь тянуть поклажу предстояло обычному 80-сильному мотору. К слову, у победившего в тот год «Мини-Купер» Падди Хопкирка, который стартовал вместе с нашими из Минска, на каждую лошадиную силу приходилось 10 кг снаряженной массы, а у «Волги» – 17 кг.

ВОЛЯ К «ВОЛГЕ»

Эта «Волга» из числа четырех, что подготовлены в Латвии уже в наше время в соответствии с требованиями исторического Ралли Монте-Карло. Туда допускают лишь автомобили, которые хоть раз участвовали в легендарном соревновании. Машины, в общем-то, недалеко уехали от прототипов из середины 1960-х. Правда, мотор форсировали до 112 л.с., а коробка передач от «двадцатьчетверки» – четырехступенчатая, с рычагом в полу. Тормоза родные, барабанные, но с гидроусилителем. Плюс современные гоночные сиденья, ремни и средства безопасности. Вот и все изменения в «волгах», стартовавших в начале прошлого года в числе почти 300 участников ретроралли.

Управляемость осталась прежней, да и коробку передач, из чего ее ни собирай, лучше не насиловать и переключаться аккуратней.

От перегрева барабанные тормоза, по словам участников ралли, спасал снег. Хотя для охлаждения сделали небольшие прорези в колесных дисках и барабанах.

«Волгу» можно много в чем обвинять, но она – честная. Ведет себя по классическим заднеприводным канонам. И расслабляться не дает. Красивый занос всегда может закончиться разбалтыванием кормы даже на сухой трассе, а ведь в горах близ Монте-Карло обычны снег и лед. Что ж, характер у спортсменов, как правило, непростой. А ГАЗ-21, как ни крути, достоин звания заслуженного мастера спорта.

ПО СТАРОЙ ЛЕГЕНДЕ

В 1964-м ни одна из советских машин не получила финального зачета – не уложились в норму времени. На следующий год в Монте-Карло вместе с двумя «москвичами» вновь приехали две «волги» с экипажами Карамышев – Циммерман и Мосолов – Добровольский. Ни один экипаж дистанцию не закончил. С тех пор советские гонщики в Монако не ездили.

Никаких современных GPS-навигаторов! Штурманские приборы отлично гармонируют с машиной и с духом исторического ралли.

Не стоит винить наших спортсменов, инженеров и даже руководителей автоспорта. Они делали все, что могли. Водители и штурманы, которые ехали в трениках с оттянутыми коленками и повергали в изумление персонал европейских заправок, требуя копии чеков (так, несмотря на график ралли, приказало начальство!), боролись с зарубежными асами, горными заснеженными дорогами и собственными машинами, выкладываясь на все сто. Руководители тоже хотели как лучше. Просто и те и другие жили в совсем другом мире.

«Волги» еще несколько раз выезжали на международные состязания. Самым успешным стало выступление Карамышева и Добровольского на шведском «Полуночном солнце» в 1964-м. Но лучший результат – 16-е место в абсолюте на ралли «Тысяча озер» – привез еще в 1962 году один финский экипаж, выбравший «Волгу». Кстати, на марафон Лондон – Сидней в 1968-м поначалу тоже планировали послать «волги». Посчитали, что ГАЗ-21 куда крепче и выносливей совсем нового тогда «Москвича-412». Но так как экспортный потенциал «Волги» был исчерпан, отрядили все-таки более перспективные «москвичи». Зато во всесоюзных соревнованиях 21-е на радость зрителям участвовали аж до середины 1970-х.

Спустя почти полвека выступление ГАЗ-21 в Монте-Карло оказалось куда успешней. Все четыре машины Russian Racing Team дошли до финиша. Лучший результат – 95-е место среди 214 финишировавших экипажей.

Могли ли предполагать те, кто вел свои 21-е по этим горам в середине 1960-х, что через 48 лет такой же путь на таких же машинах проделают их неугомонные потомки. Вряд ли. Но им это наверняка понравилось бы...

ОЛЕНЬ СОЮЗНОГО ЗНАЧЕНИЯ

«Волгу» ГАЗ-21 (до начала 1960-х – М-21) выпускали в 1956–1970 гг. Самые первые машины комплектовали нижнеклапанным мотором мощностью 65 л.с., затем новым верхнеклапанным в 70, а позднее – 75 л.с. Экспортные версии оснащали агрегатами мощностью 80–85 л.с., с увеличенной степенью сжатия. Около 700 машин сделали с автоматической коробкой, остальные – с трехступенчатой механической. «Волги» участвовали в ралли, кольцевых гонках, зимних заездах на ипподромах. Моторы спортивных машин форсировали примерно до 100 л.с.

Среди заводских модификаций были такси, универсалы ГАЗ-22, санитарные машины, ГАЗ-23 с мотором V8 от «Чайки» для спецслужб; ремзаводы строили пикапы из отходивших свое легковых авто. В спортивных клубах, таксопарках, мастерских строили множество спортивных и гоночных машин на узлах 21-й. Всего на ГАЗе изготовили 638 875 экземпляров ГАЗ-21 и модификаций.

Редакция благодарит команду Russian Racing Team, Яниса Межманса и Ивана Канюку за предоставленный автомобиль, Нормунда Ладздиньша за помощь в организации съемки.

Подпишитесь на «За рулем» в