Зимние учения: в условиях, близких к боевым
Тревогу объявили в 05:50: сильнейший снегопад надвигается на федеральную трассу М2 «Крым», эпицентр охватит полсотни километров от границ столицы на юг. Из ситуационного центра «Росавтодора» пошла команда в территориальное дорожно-эксплуатационное предприятие (ДЭП): к бою!
Здесь «войну» поджидали. О появлении «противника» на дальних подступах еще загодя оповестили 90 компактных метеокомплексов, стоящих на вооружении у дорожников. Прогноз подтвердили метеослужбы, включенные в группировку на договорных условиях. Так что по сигналу о начале снеговой атаки удалось сразу поставить спецтехнику «на колесо». Превентивно обработали «укрепрайон» жидкими хлоридами — круто соленой водой. Т олько ею предотвратить образование скользкой корки на асфальте невозможно, но все-таки жидкость оттянет возникновение укатанного наста. В 07.20 снегоочистительные автомобили уже вели первую, следом вторую патрульные очистки…
За перемещениями техники (как выполняются регламент и оперативные распоряжения) следили по компьютерам в местном ситуационном центре: информация поступала с установленных на всей спецтехнике приборов GPS-ГЛОНАСС, а также локаторов и датчиков слежения за автопотоком, работающих на всем протяжении «театра действий». Случись кто-то из командиров-мастеров не сможет выбраться из дома, их домашние компьютеры связаны со «штабом».
«Противник» ожесточился: на ряде участков ветер усилился, снегопад стал еще интенсивнее. Из «штаба» пошли корректировки — столько-то единиц спецмашин перебросить в такие-то точки. Но вот самое неприятное: на 38-м километре тягач фуры увело на обочину и он увяз в сугробе, прицеп развернуло поперек полос. Движение парализовало.
Сигнал о ДТП пошел не только своим («Нужен тягач!»), но и в ГИБДД, на подстанцию Скорой помощи, в местный штаб МЧС. Через 20 минут все прибыли на место. Грузовик вытащили, медпомощь не понадобилась, полицейские разрулили скопление машин. К этому времени подъехал и штабной автобус с сотрудниками Федерального дорожного агентства.
По пути из автобуса не поступило ни единой команды. Условие — местные дорожники должны выйти из всех ситуаций самостоятельно.
Руководитель Федерального дорожного агентства Минтранса Роман Старовойт оценил: в целом «южная группировка» с задачей справилась. Подобные тренировки будут проводиться и на других федеральных автодорогах, однако не назвал, на каких именно: чтобы, как в реальности, оставался эффект внезапного наступления чрезвычайных ситуаций.
Но погода опередила: на многие регионы РФ обрушились циклоны — следующие учения проходили уже в реальных «боях». Информация о жертвах пока не поступала.