Новые хозяева рассказали о планах возрождения Sааb
О том, был ли движим владелец и генеральный директор Nevs энтузиазмом или расчетом, почему китайским домом для нового Saab выбран Циндао, как выглядят планы компании и властей города, ставших совладельцами Saab, сам Цзян Юй рассказал в интервью китайской газете Auto Business.
- В качестве одного из участников проекта Saab выбрана ранее никому не известная компания Qingbo Investment Co. Ltd.. Более того - она создана 7 января, ровно в тот день, когда было подписано соглашение между Nevs и властями города. Верно ли то, что ваша компания получила от Qingbo Investment сумму в 2 млрд юаней в обмен на 22% акций Nevs?
- Не будет неправильным сказать, что Qingbo Investment была создана специально для проекта Saab. Но более важным является тот факт, что этот инвестиционный фонд сформирован органами местного самоуправления Циндао и зоны экономического развития округа Хуаньдао. В перспективе этот проект может перерости в создание различных «зеленых» и инновационных предприятий в Циндао. Что же до озвученных цифр, то они точны. Qingbo приобрела 22%-ную долю в Nevs по привлекательной для нас цене, точную сумму мы не разглашаем, но она превысила 2 млрд юаней.
- В течение последних лет власти КНР пытаются ограничить количество автопроизводителей в Китае. Как Nevs планирует в этих условиях получить разрешение на строительство завода Saab в Циндао?
- В настоящее время Saab является иностранной компанией, действующей в Китае, и мы действительно не имеем пока лицензии на производство. Сейчас мы ищем возможности создания совместного предприятия с местной компанией, которая имеет лицензию. У нас хорошие перспективы. Ведь новое правительство Китая придает большое значение инновациям и улучшению жизни людей. Дочерняя компания Nevs - State Power Group Co. Ltd. сегодня входит в число крупнейших предприятий в Китае. За последние десять лет она прямо и косвенно обеспечила доход в 7 млрд юаней для почти 800-миллионного крестьянского населения страны.
- Какие модели Saab будут построены в Циндао? Что стоит за амбициозным заявлением о планах выпускать до 400 тысяч Saab в год?
- Некоторые утверждают, что модель 9-3 устарела. Правда в том, что с 2005 года инженеры Saab продолжают конструкторские разработки на основе Saab 9-3, хотя и по разным причинам мы не полностью реализуем их результаты. Таким образом, для меня 9-3 - это просто кодовое имя. В будущем за ним будет скрываться совершенно новая машина. Мы скоро закончим разработку платформы Phoenix. Основываясь на этой гибкой платформе, мы собираемся создать линейку новых моделей Saab.
Что касается реалистичности заявленного объема производства, то уже сейчас рынок только провинции Шаньдун в десять раз превышает по объему шведский. Вообще, китайский рынок в целом имеет гораздо больший потенциал. При правильном маркетинговом подходе проектная мощность производства будет полностью соответствовать требованиям рынка. Мы будем стараться выигрывать тендеры государственных закупок и строить автомобили, которые отвечали бы стандартам для организаций, занятых в сфере транспорта. В частности, наше производство будет нацелено на выпуск для нужд госструктур машин с традиционным ДВС объемом 1,8 литра или электрическим двигателем по цене ниже 180 тысяч юаней. Мы также нацелены на поставку автомобилей в таксопарки провинции Шаньдун. Себестоимость, качество продукции и цены — вот три важнейших фактора. Многие из тех, кто скептически относится к проекту, упускают из виду две вещи. Во-первых, высокие тарифы и налоги были основной причиной высоких цен на машины Saab в Китае. Во-вторых, Saab ранее полагался на некоторых мелких поставщиков комплектующих, выпускавших продукцию почти исключительно для этой марки, и эти поставщики часто недостаточно финансировали свои НИОКР, а следовательно не могли обновлять свои продукты своевременно и контролировать затраты эффективно. В то же время в Китае имеются компании, которые обеспечивают высокое качество продукции и услуг, делая это порой лучше, чем их зарубежные конкуренты... Если Saab cможет пересмотреть перечень поставщиков и использовать в большем объеме комплектующие местного производства, то его ценники будут снижены до уровня, когда марка сможет привлечь рядовых потребителей.
- В соответствии с условиями приобретения Saab компания Nevs сможет использовать имя Saab, но не логотип с грифоном. Планирует ли Nevs создание нового логотипа Saab?
- Мы находимся в процессе разработки новой торговой марки Saab и, может быть, на самом деле не так уж плохо будет и отказаться от логотипа с грифоном. Ведь даже в истории марки этот логотип появился довольно поздно... Он родился только в 1960 году, когда было создано предприятие Scania-Saab AB. Для Saab новый визуальный имидж и логотип будут означать новое начало. Saab по-прежнему будет Saab. Что же до нового дизайна логотипа, то скоро он будет показан публике.
- Когда другой автопроизводитель, China Youngman Auto, пытался купить Saab, компания General Motors, предыдущий владелец марки, возражала против плана продажи Saab в Китай, ссылаясь на необходимость защиты технологических активов. Будет ли GM делать то же самое по отношению к Nevs?
- Я глубоко уважаю GM как компанию, у которой другие автопроизводители могут многому научиться. Пока я не имел никаких значительных контактов с ними, но одно можно сказать наверняка - GM не пытался остановить сделку Saab из-за того, что они не хотят видеть, как Saab станет китайским. Скорее, в GM хотели передать марку Saab «правильным» новым хозяевам. Ведь, как у ее бывшего владельца, GM осталась эмоциональная связь с Saab, и эта компания вовсе не желает наблюдать, как ее бывший бренд «покатится по наклонной». Таким образом, до сих пор GM еще не создал никаких проблем для Nevs. У нас был «зеленый свет» на всем пути.
- Что скажет господин Цзян относительно широкого скептицизма по поводу планов Nevs по сохранению Saab?
- Я понимаю, что есть много скептицизма. Многие заявляют, что я просто шоумейкер, кем на самом деле не являюсь. Десять лет назад другие люди говорили то же самое о моих решениях в области использования технологий, позволяющих вырабатывать электроэнергию из отходов после сбора урожая. Я провел десять лет, подтверждая ценность и успешность этой технологии. Я готов потратить следующие десять лет, чтобы доказать ценность Saab, на то, чтобы превратить его в один из самых успешных автомобильных брендов. Сейчас Saab не имеет финансовых проблем, его долги урегулированы и сотрудники получили компенсацию. Банкротство Saab больше похоже на вызов, открывающий уникальные возможности роста. Хотя, честно сказать, после начала переговоров о приобретении Saab я полностью поседел.