Great Wall на финише «Дакара»: интервью с пилотами
Карлос Соуза - шестое место, вторая гонка за команду Great Wall.
Насколько сложной была гонка, запомнилось ли что-нибудь особенное?
– Если гонка не запомнилась, значит она была легкой, а «Дакар» легким не бывает. На одном из этапов были проблемы с температурой двигателя. За четыре этапа до финиша мы закипели и не могли ехать дальше. Я подумал, что это конец. Мы со штурманом вышли из машины, положили шлемы на камни. Мимо проезжали соперники, одна машина, потом другая. Мы были уверены, что в этот раз «Дакар» для нас закончился.
Вскоре жидкость перестала течь, и я решил посмотреть, что там. Подняв капот и сняв крышку двигателя, я увидел, что всего лишь порван ремень генератора. Это было как заново родиться. Такой недостаток легко починить, что мы и сделали через восемь минут. Еще 10 минут до этого мы просидели на камне. Вот так мы закончили этот этап. Нам повезло! Это не очень веселая история, но я навсегда запомнил, как попрощался с гонкой навсегда, а потом, через 20 минут, понимаешь, что готов биться до самого конца.
Чем этот «Дакар» отличается от предыдущего?
– Этот «Дакар» более техничен и сбалансирован. По сравнению с прошлым годом, встречаются разнообразные участки. Прошлый год был тяжелее на спецучастки, но если выбирать между прошлым и этим, я бы предпочел этот.
Расскажите о планах по сотрудничеству с командой на следующий год?
– Это серьезный вопрос, как для меня, так и для команды. Если Great Wall Motors захочет сделать скачок, то сотрудничество продолжится. Моя цель – Топ-5, для этого в Great Wall должны поменять свой подход к гонке.
Что нужно изменить в машине, чтобы увеличились шансы на Топ-5?
– Нет претензий к мотору, но список пожеланий большой, это и новая подвеска, и шасси. Нужно решить возникшую проблему с охлаждением двигателя. Чтобы попасть на подиум, нужно по-другому мыслить. В ближайшие несколько лет у Great Wall есть хорошие шансы. В гонке пока не принимают участие ни Mitsubishi, ни Toyota, ни VW. Вложив в гонку сегодня, Great Wall имеет шансы получить хорошие дивиденды. Кроме того, в Южной Америке очень популярны полноприводные модели. Вложив деньги сегодня, отдачу можно получить почти сразу.
Расскажите о стратегии по ходу гонки.
– Первая неделя – борьба со всеми. Вторая неделя – закрепить занятое место. Если на первой неделе надо было вырваться в десятку, то на второй части гонки по ступенькам улучшать позицию, может быть, ехать быстрее. Первая неделя показывает, кто есть кто, после нее остаются только настоящие мужчины. Очень важно не допускать ошибок на сложных участках. Формула успеха: скорость, надежность, атака в правильный момент. Ну и нельзя показывать все свои карты сразу.
На нынешнем «Дакаре» много ярких багги. Что для «Дакара» лучше подходит, багги или традиционные полноприводные внедорожники?
– Если вы говорите о «Дакаре» на зрителя, то может быть и багги, но для «Дакара» как ралли-рейда нужен полный привод, я выбираю его. Багги подойдет, если у вас небольшой бюджет. Построить багги дешевле. Кроме того, действующий регламент на стороне багги. Он позволяет менять давление в шинах на ходу, выбирать любой ход подвесок, любые колеса. У нас с этим все строго. С другой стороны, во внедорожники инвестируют не частники, а заводские команды, которые могут позволить себе выбрать хорошую подвеску, качественную коробку передач и т.п. Поэтому багги могут выиграть несколько этапов, а не «Дакар». Основная проблема багги – отсутствие надежности. Поэтому мы побеждаем, а они нет.
Ваш любимый формат гонки?
– Уикенд. Когда старт в пятницу и финиш в воскресенье. «Дакар» очень длинный. Победить в нем можно, только если за тобой стоит команда.
Чем вы занимаетесь в свободное от гонок время и на чем ездите?
– У меня BMW 6-й серии, Porsche 997 Turbo и Cayenne. Также я езжу на Ducati, еще я коллекционирую мотоциклы Scott. Гонки для меня отдушина, хобби. Мой бизнес – яхты, сосредоточен он в Колумбии, Марокко, Португалии, Нидерландах.
Есть ли среди гонщиков пример для вас?
– Мой идеал – Карлос Сайнц. Который одновременно является моим клиентом и другом.
Джоу Юн - 19-е место, четвертая гонка за команду Great Wall.
Расскажите о впечатлениях.
– В этом году «Дакар» для меня прошел гораздо лучше, чем прошлогодний. В прошлом году машина была совершенно новой и незнакомой. Сейчас это машина уже третьего поколения. В прошлом году было много мелких проблем, в том числе и со мной, на сегодня я стал лучше понимать автомобиль. Мы настроили подвеску, я лучше стал управлять крутящим моментов и мощностью мотора. Последние три этапа этого «Дакара» – просто фантастика для меня, хотя вначале мы и потеряли темп. Как вы знаете, «Дакар» длится две недели, и на второй неделе я наконец почувствовал машину, предел и поехал быстрее.
Были неприятности у нас и со штурманом, Паскалем Маймоном. Например, во второй день мы потеряли полчаса на поиск контрольной точки.
На третьем этапе мы шли 11-ми, но в результате столкновения провалились на 18-е место. На 4-м этапе у нас была техническая проблема, на её устранение ушло 2,5 часа. Причина была в топливной форсунке. Я не механик и не могу самостоятельно починить машину на месте. Диагностировали и устранили неисправность на бивуаке. Пожалуй, это самый неприятный момент на этом «Дакаре» – потеря 2,5 часа.
Пятый этап был гладким, на шестом у нас возник конфликт со штурманом из-за моей ошибки, мы застряли на пять минут. Но это нормально. «Дакар» гонка долгая, у всех нервы на пределе. Мой штурман, в отличие от меня, курильщик, а когда он не курит, то становится раздражительным. У нас в машине нет кондиционера и мне очень жарко за рулем, хотя Паскаль не терпит сквозняка. Мне удалось с ним найти компромисс: ты куришь, когда захочешь, а я открываю форточку, чтобы проветриться.
На восьмом этапе возникла неожиданная проблема – потоки воды. Первые четыре экипажа проехали без проблем, а у нас вода поднялась до порогов и начала затапливать машину. Я всерьез опасался, если поток зальет кокпит – мы закончим гонку. К счастью, этот этап отменили, но отмена этапа не означает отмену воды в машине. Нам потребовалось полчаса, чтобы вытащить автомобиль из воды! Этот момент я запомнил очень ярко. Тяжело двигаться в комбинезоне посреди ручья, не представляя, что ждать дальше.
После дня отдыха вернулись силы и снова началась настоящая гонка. На 11-м этапе мы угодили в аварию на скорости 230 км/ч! Ехали по очень узкой дороге, я не вписался в поворот, попытался вырулить, но задел левым крылом, и машина легла на капот. Эта ошибка нам стоила 17 минут.
Что вы будете делать после «Дакара»?
Прежде всего мне нужен отдых, потом практика, тренировки и физическая подготовка.
В этом году изменились условия омологации A.S.O. (Amaury Sport Organisation). Надо выполнить их требования. Февраль я посвящу отдыху, хочу поехать в горы. В Китае есть места, где я еще не был. В марте начну тренировки и выступлю в главной китайской гонке China Rally, ее дистанция составит 10 тыс. км. Для этого у меня есть собственная гоночная машина. Чтоб прогрессировать, одного «Дакара» недостаточно. Поэтому в 2012 году я принял участие и выиграл ралли Takalama, которое проходит через пустыню в Китае, на границе с Казахстаном и Россией.