Красивые и уверенные

КРАСИВЫЕ И УВЕРЕННЫЕ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ЖЕНСКИЙ КЛУБ

КРАСИВЫЕ И УВЕРЕННЫЕ

О ДУШЕВНОМ КОМФОРТЕ И СЛЕЗАХ

ТЕКСТ / ТАТЬЯНА ЮРАСОВА

"Дама за рулем предпочтительнее", - говорят англичане. "Женщина за рулем безопаснее", - утверждает Галина Гроховская, мастер спорта по авторалли и главный преподаватель питерской Школы высшего водительского мастерства. Она знает, о чем говорит. В 90-е годы Галина выступала в роли первого пилота в ралли "1000 озер" и других соревнованиях. Работая под руководством профессора Эрнеста Цыганкова на кафедре автоспорта Российской государственной академии физкультуры, создала методику подготовки женщин-водителей с учетом специфики "загадочной женской души" и успешно претворяет свои наработки в жизнь.

- В чем же особенность психологии женщины-водителя? Разве водитель - не бесполое существо?

- В отличие от мужчины, женщиной руководит "инстинкт сохранения второй жизни", как я его называю. Самой природой женщина запрограммирована сохранять не только свою жизнь - это и определяет ее стиль вождения. Представим себе, например, крутые закрытые повороты. Большинству мужчин свойственно проходить их с хода, экспромтом: лишь бы вписаться, а там будет видно, что и как. Женщины же обычно намного осторожнее.

- Не потому ли они слывут плохими водителями?

- Вовсе нет! Если женщина плохо ездит, то ее, скорее всего, плохо научили мужчины. Они просто не понимают, что ей нужно, чтобы ездить хорошо. Есть вещи, которые мужчины быстро схватывают, а нам, чтобы их осознать, нужно время. В своей методике я учла эту разницу восприятия. Опираюсь на личный опыт - у меня были хорошие инструкторы, но на обучение вождению они смотрели с сугубо мужской точки зрения.

- Итак, как научить женщину хорошо ездить?

- У женщины, как правило, хорошо развита зрительная память. Ей проще понять и запомнить какой-то прием, когда она не просто слышит, а видит, как его выполнять. Демонстрируя его, я говорю: "Если будешь делать вот так - будешь ездить ловко, красиво и всем нравиться". Красиво выглядеть - это важнейший стимул для любой женщины, который я всегда использую. Не устаю повторять своим ученицам: "Ты должна смотреться уверенно и достойно. Как сидишь за рулем, так к тебе на дороге и относятся. Вцепилась в руль, втянула голову - курам на смех!"

- Они не обижаются?

- На спокойное замечание - нет. Но повышать голос на женщину категорически нельзя - сразу возникает комплекс неполноценности. Она уже ничего не видит, ничего не слышит, ей хочется убежать... Душевный комфорт для нас куда важнее, чем для мужчин. Поэтому обучение должно строиться на положительных эмоциях: у нас всегда заканчивают занятия повторением того приема, который получается.

- А что самое трудное для женщины в управлении автомобилем?

- Езда задним ходом.

- Ваша методика предназначена преимущественно для начинающих?

- Нет, в нашей школе особенности женской психологии учитываются на всех ступенях - от начального обучения до контраварийной подготовки. Бывает, приходит девушка на курс повышения квалификации - есть и "права", и опыт вождения, а проблемы те же, что и у начинающих. Потому что с самого начала ее учили неверно. Типичная ошибка инструкторов вождения: "Я так делаю, значит, так и правильно". Но ведь твои приемы могут не сработать у ученика! Допустим, инструктор - человек осторожный, а ученик горяч... Разные характеры, разные темпераменты. Поэтому, я считаю, инструктор должен не лепить из ученика свое подобие, а закладывать базу, "скелет" правильного и безопасного вождения.

- А что представляет собой эта "база" для женщин?

- Базовый раздел обучения называется "Основы уверенности". В его преподавании мы исходим из особенности женской психологии - привязанности к определенному алгоритму действий. Женщина сама по себе очень технологична: если она освоила какой-то процесс, изучила его шаг за шагом, то сбоев у нее не будет. Например, если она хорошо варит щи, то как бы ее ни отвлекали телефон, ребенок и телевизор, щи все равно удадутся. Вождение автомобиля - тоже технологический процесс...

- Как же вы закладываете основы уверенности?

- Сначала наши ученицы проходят тренажерную подготовку, где осваивают рулевые хваты и учатся правильному рулению. Здесь они получают "чувство" передних колес и угла поворота. Потом переходят на площадку и маневрируют задним ходом.

- Значит, бывает, что уже прекрасно ездят назад, а вперед еще не умеют?

- Да, это следующий этап... Ну, а потом езда по городу и за городом, в дневное и ночное время.

- Кто преподает в вашей школе?

- Две женщины и трое мужчин. Наши преподаватели знают все о типичных женских трудностях и страхах при обучении вождению. Между прочим, при поступлении мы всегда спрашиваем женщину, не беременна ли она. Беременность - неподходящий период для обучения вождению, ведь женщина подсознательно чувствует опасность для будущего ребенка, и этот инстинкт блокирует все ее старания.

Мы учитываем и неизбежность так называемого регрессивного состояния: вроде бы все у нее получалось, а потом вдруг полный провал и ничего не выходит! Женщины даже плачут от отчаяния. Мы объясняем, что это закономерно - просто вождение не дано человеку природой, вот подсознание и бунтует... Нужно просто пережить этот этап. Любая женщина любого возраста может научиться хорошо водить.

- Значит, глубоко не правы те, кто считает, что руль и женщина несовместимы?

- При правильном обучении женщины ездят лучше многих мужчин. Иной "мастер" думает, что если он гонит как сумасшедший, значит, классно водит, а нарушил ПДД, так и вовсе герой... Наши выпускницы ездят уверенно и красиво, а главное - безопасно. И, по-моему, испытывают удовольствие от соблюдения Правил. Короче, нормальные водители европейского уровня.

Подпишитесь на «За рулем» в