Никита богословский: 50 лет без "прав"...

НИКИТА БОГОСЛОВСКИЙ: 50 ЛЕТ БЕЗ "ПРАВ"...

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ГОСТЬ ЗР

НИКИТА БОГОСЛОВСКИЙ: 50 ЛЕТ БЕЗ "ПРАВ"...

ТЕКСТ / ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ

Говорят, мужчине столько лет, сколько женщине, с которой он живет. Значит, Никите Богословскому не больше сорока семи.

- Он удивительно молод душой, - говорит Алла Сивашова-Богословская, жена и композитор. - Думаю, секрет в его оптимизме и уникальном чувстве юмора.

Богословский - признанный мастер розыгрышей, порой довольно жестоких. Однажды к нему приехали иностранные гости, с которыми во что бы то ни стало хотел пообщаться наш известный поэт, человек настырный. "Но учти: они нудисты, - предупредил Никита Владимирович, - так что тебе тоже придется быть нагишом". В назначенный час он открыл поэту дверь, будучи в костюме Адама, и провел его в ванную, где уже висело разное заграничное белье. Когда нагой поэт с бутылкой шампанского появился в гостиной, все, включая Богословского, чинно сидели в вечерних костюмах. "Знакомьтесь - мой друг, большой оригинал", - представил вошедшего хозяин... Эту историю рассказала мне Алла.

- А правда ли, Никита Владимирович, что в основу фильма "Ирония судьбы" лег один из ваших розыгрышей?

- Неправда. Это не мой. Я лишь присутствовал при том, как Валентин Катаев отправлял пьяного и почему-то босого Юрия Олешу самолетом Москва-Киев (дело было до войны, летом). Самое интересное: когда Олеша пришел в чувство, он догадался о розыгрыше, но решил, что Катаев просто заменил вывески вокруг на украинские...

Что в своем творчестве вы считаете наиболее удачным?

- Из оперет - "11 неизвестных", про футболистов, она долго шла после войны по всей стране. Из симфоний моя любимая Пятая, с подзаголовком "Театральная". А из песен - романс Рощина из фильма "Разные судьбы".

- "Почему ж ты мне не встретилась, милая, нежная?..." Хорошая песня, но народ, я думаю, проголосовал бы за "Темную ночь". Как она возникла?

- Трудно поверить, но - экспромтом. В 1942-м меня на три месяца отпустили с Карельского фронта на Ташкентскую киностудию писать музыку к фильмам "Пархоменко" и "Два бойца". Однажды поздно вечером пришел ко мне режиссер Луков: "Слушай, не получается у меня в "Двух бойцах" сцена в землянке без песни!" И так ярко изобразил эту сцену, что я сел за рояль и сразу сыграл мелодию от начала до конца. Тут же вызвали Владимира Агатова - он сочинял не песни, а эстрадные куплеты, но другого в Ташкенте не было никого. И снова чудо: он в один присест написал почти без поправок стихи на эту музыку. А утром Марк Бернес уже снимался в сцене землянки под "Темную ночь"...

- В архиве секретариата Молотова я видел его резолюцию о продаже вам трофейного автомобиля. Приложенный список ваших заслуг открывала "Темная ночь"...

- Да, в сорок пятом я писал Молотову, причем дважды. Мне отказали, я в тот же день написал снова - и получил разрешение. Видно, второе письмо попало к другому референту... Я купил тогда "Штейер" - маленький, пузатенький - точно такой, как был у меня до войны. На том, предвоенном, я выехал в первый и последний раз 20 июня 1941 года. Управлял им по наитию, не имея навыков вождения (как, впрочем, и "прав"). Кончилось тем, что наехал на чугунную тумбу. После этого я всю жизнь ездил очень аккуратно, без нарушений.

- И много у вас было машин?

- Ой, много! После "штейеров" - "Опель-Олимпия". Потом "Мерседес". Забавно: лишь на второй год я случайно узнал, что у него есть четвертая передача... В конце 50-х купил ЗИМ, который по тем временам был очень хорош. Это вранье, что он плохо тормозил, - я ездил на нем по таким кавказским серпантинам! Была у меня и "Чайка". А потом пошли "волги", начиная с "21-й". Как вы знаете, купить новый автомобиль в СССР было очень трудно, а "Волгу" тем более. Но у меня есть звание "Почетный шахтер", и я имел право раз в три года без очереди покупать машину из фонда их министерства.

- Звание получили за песню "Спят курганы темные"?

- Не только. За "Давно не бывал я в Донбассе", за выступления перед шахтерами...

- Вам приходилось разыгрывать гаишников?

- Никогда. Я избегал контактов с ними, потому что никогда не имел "прав".

- С таким-то водительским стажем?! И они вас не останавливали?

- Нет. Я же сказал, что ездил без нарушений. И потом, я далеко не всегда сидел в кресле водителя - после войны у меня много лет был Кузьмич, личный шофер, потом еще двое. А в последние годы меня, куда надо, отвозит Алла, моя жена. Она - тьфу-тьфу! - первоклассно водит и никому не доверяет нашу "Волгу".

- Когда вы последний раз управляли автомобилем?

- В 99-м под Парижем - мой приятель устал и попросил сменить его за рулем "Мерседеса".

- Как вам удается, Никита Владимирович, поддерживать великолепную форму?

– Это я не знаю. Может, дело в генах? Ну, в общем, такой получился (смеется).

Никита Владимирович Богословский родился в 1913 году в Санкт-Петербурге в семье морского офицера. Музыку начал писать в восемь лет. Окончил Ленинградскую консерваторию. Автор 8 симфоний, 17 музыкальных комедий, музыки к 58 художественным фильмам ("Два бойца", "Александр Пархоменко", "Пятнадцатилетний капитан", "Остров сокровищ", "Разные судьбы" и др.) и к 49 мультфильмам. Написал около 200 песен, среди которых - "Темная ночь", "Шаланды", "Старый извозчик", "Любимый город", "Спят курганы темные". Народный артист СССР.

Подпишитесь на «За рулем» в