Крепитесь, скоро лето!
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/"ЧАЙНИКУ" НА ЗАМЕТКУ
КРЕПИТЕСЬ, СКОРО ЛЕТО!
СЧИТАЮТ, ЧТО АВТОМОБИЛЬ,
В ОСНОВНОМ, НАДО ГОТОВИТЬ К ЗИМЕ
ТЕКСТ / ВИТАЛИЙ УРЮКОВ
Даже в заводских руководствах есть разделы и по зимней эксплуатации, и по длительному (по сути, зимнему) хранению. А летом, чего там, - сел да поехал. Только у лета свои особенности: городские пробки и разбитые проселки, переполненные загородные дороги, нежелание тратить погожие деньки на ремонт автомобиля и... жара-а-а!
Весна - самое время оценить и готовность автомобиля к летней службе, и объем необходимых работ, чтобы служба эта была без тягот и лишений. И не важно, эксплуатировался автомобиль зимой или нет. Основные работы будут одинаковы. Модель автомобиля также не имеет принципиального значения.
Для начала отмоем двигатель. Это полезно со всех сторон - и соль зимнюю удалим, и охлаждаться он будет лучше, и возможные протечки заметнее станут. И, конечно, сделаем это на мойке с соответствующим оборудованием, а не в своем или соседнем дворе! Кстати, и кузов помоем.
Теперь собственно проверка. Лучше начать ее с утра, после ночной стоянки, при холодном двигателе. Осмотрим асфальт или пол гаража под автомобилем. О течи, требующей немедленного устранения, скажет свежее пятно масла, "Тосола" и т. п.
Осмотрим наружную поверхность "сот" радиатора извне и из-под капота. Если они засорены, очистим их щеткой или кистью (не металлической!) и продуем со стороны двигателя с помощью насоса или компрессора (фото 1 и 2). При необходимости снимем декоративную решетку радиатора.
Проверим работу термостата (фото 3), для чего закроем кран отопителя из салона и пустим двигатель. Первой должна прогреваться верхняя (на классических "жигулях" и всех "москвичах") или ближняя к двигателю (на "самарах" и "десятках") часть термостата, соединенная шлангом с двигателем. "Дальняя" часть, соединенная с радиатором, сначала останется холодной, но должна быстро прогреться, когда стрелка указателя температуры в комбинации приборов приблизится к отметке 80-90°С (см. таблицу). Если шланг, соединенный с радиатором, остался холодным - беда: основной клапан термостата не открылся, жидкость циркулирует по малому кругу, неизбежен перегрев двигателя. Выключите его! Шланг прогрелся - все в порядке, и на автомобилях с постоянным механическим приводом вентилятора проверка этим и ограничится.
Если радиатор оснащен электровентилятором, пусть двигатель поработает еще! Когда стрелка указателя температуры пройдет отметку 90°С, но не дойдет до красной зоны, должен включиться электровентилятор (см. таблицу). В противном случае выключим двигатель, не допуская его перегрева (стрелка не должна перейти в красную зону). Другой случай: электровентилятор включился и через некоторое время выключился (время работы не регламентируется). Значит, и он, и его датчик исправны. Проследим несколько циклов включения и выключения электровентилятора и убедимся в стабильности работы системы.
Если электровентилятор не включился, проверим исправность датчика его включения. Соединив между собой наконечники идущих к датчику проводов (фото 4), включим зажигание. Электровентилятор заработал - меняем датчик (о термостатах и датчиках подробно рассказано в ЗР, 2000, № 4). Не "помогло" - придется искать причину отказа (это может быть сгоревший предохранитель, отказавшее реле или обрыв в электрической цепи, а то и сам электродвигатель).
При прогретом работающем двигателе, не открывая крана отопителя, включим его вентилятор. Какой воздух поступает в салон? Холодный? Кран отопителя исправен. Теплый или, тем паче, горячий - кран нуждается в замене или регулировке привода. И безусловно, немедленно заменим кран даже с небольшими признаками утечки! На ранних моделях автомобилей " Moskvich 2141" кран отопителя не был предусмотрен. Очень полезно установить его.
Осмотрим светотехнику. Трещины рассеивателей фар и фонарей, коррозия отражателей, выцветание или коробление рассеивателей фонарей - все это показания к их замене.
Вымоем стекла автомобиля, не в последнюю очередь - изнутри. На зиму на их внутренней поверхности образуется налет, снижающий прозрачность (особенно - у водителей-курильщиков). Трещины или сильные затертости ветрового стекла ухудшают видимость - дело ведь не только в формальной стороне техосмотра! Поэтому, как ни жаль, а такое стекло придется заменить.
Оценим общее состояние рулевого управления по величине люфта рулевого колеса. Поставив передние колеса прямо, повернем руль сначала в одну, затем в другую сторону до начала движения колес. Эти положения отметим на ободе рулевого колеса мелом (или намотав изоленту) относительно панели приборов (фото 5). Расстояние между метками для автомобилей VAZ 2106, VAZ 2109 и АЗЛК-2141 с наружным диаметром рулевого колеса 380-390 мм не должно превышать 17 мм. Если руль не "родной", значение допустимого люфта будет другим.
Не забудем о запасном колесе. Оно должно быть исправным ("лысое", кривое, с грыжами и порезами - не годится) и таким же, как остальные колеса, по рисунку протектора, размеру и типу. Не возите с собой откровенное барахло - запаска может потребоваться и вдали от дома.
Если шины зимние - понятное дело, их надо заменить летними или всесезонными (универсальными), но, безусловно, годными. Оцените состояние протектора. Если стали видны индикаторы износа (их положение отмечено знаком TWl на боковине - фото 6), замените шину. Не поленитесь и снимите колеса для осмотра - при некоторых дефектах они, даже не будучи в употреблении, могли за зиму "пойти винтом".
Вспомним, какое масло было в двигателе накануне зимы. Зимнее? Заменим его летним. Проверим работу замков дверей и стеклоподъемников. На смотровой канаве или эстакаде проверим целость защитных чехлов шарниров подвески, рулевого привода, шарниров равных угловых скоростей. Поврежденные нужно заменить.
Наконец, найдя площадку, покрытую снегом или песком, со скорости 5 - 10 км/ч затормозим до блокировки колес и посмотрим на следы (фото 7). Передние колеса должны блокироваться чуть раньше задних, при этом у колес одной оси длина следов должна быть одинаковой. Если нет - необходима ревизия тормозной системы.
Конечно, все сказанное - не догма. Творчески мыслящий водитель найдет, чем еще заняться перед летним сезоном. К примеру, заменит старую тормозную жидкость (чтобы она, нагревшись, не закипела из-за чрезмерного содержания воды). Или наведет порядок в багажнике и оставит в гараже старую телогрейку и снеговую лопату, всю зиму катавшиеся с ним. Кто-то обратится в автосервис, кто-то сделает все сам. Главное, чтобы от внимания не ускользнуло важное. Лето - сезон со своеобразием, как и зима.