Крупным планом: памяти таможенного союза

…которого нет, потому что он есть.

Эта «девятка» находится на нейтральной полосе, совсем рядом со въездом на территорию Казахстана, если ехать со стороны Ташкента. Эта «девятка» без колес, мотора и половины деталей блестяще символизирует собой таможенный союз трех стран – Казахстана, России, Белоруссии.

В его недееспособности мы убедились на собственном опыте. Случилось пересекать эту границу (Узбекистан – Казахстан) на автомобиле; надеялись проскочить быстро – машина куплена российской компанией, все документы оформлены заранее и даже имеются российские таможенные гарантии (на депозите – 150 000 рублей). Не вышло. Рядом с останками «девятки» мы простояли долгих семь часов, пока нам доходчиво объясняли: никакого Таможенного союза на самом деле нет. Российские документы в Казахстане не действуют, единой базы данных у стран союза нет и в помине. Поэтому надо внести еще один залог (около 5000 долларов). Или отправиться через территорию страны в сопровождении офицера таможенной службы, за что заплатить в кассу порядка 1000 евро и еще некую сумму наличными. Услышав такое, на «девятку» мы уже смотрели как на мрачное пророчество.

Выходит, Таможенный союз – просто фикция? Именно в этом нас убеждали во время трехдневного путешествия («в сопровождении», конечно) через Казахстан и чиновники, и простые водители. Но оказалось, что это не так!

В этом уверены сотрудники Оренбургского таможенного управления, не пустившие нас на родину. Причина: коль скоро таможенные органы Казахстана отказались принять таможенные документы России и отправили автомобиль под сопровождением, то российская сторона... тоже отказывается доверять документам, выданным Центральной акцизной таможней в Москве. И берется доставить машину в столицу только под охраной и с сопровождением.

Долго мы уговаривали соотечественников хотя бы оставить автомобиль у себя на складе временного хранения – они были непреклонны. «Только после того, как ваша компания перечислит на счет нашего управления полную сумму за сопровождение машины до Москвы и мы увидим деньги у себя на счету, будем разговаривать» – такой мы получили ответ. Дело было в пятницу: отдыхайте, мол, до следующей недели в Казахстане, земляки, и нас попусту не беспокойте.

Так золотистый «Шевроле-Кобальт» с обложки, очередная жертва Таможенного союза, остался в казахстанском городе Актобе.

Мы приложим все усилия – не только для того, чтобы вызволить автомобиль в ближайшее время, но и чтобы разобраться, почему у нас вымогали деньги российские и казахстанские таможенники, имели ли они право не пустить нас в Россию.

Нас занесло, по-другому не скажешь, в Казахстан потому, что в год 85-летия «За рулем» журнал решил повторить свои значимые акции. Каракумы наши коллеги покорили в 1933-м, в такой же пробег отправились в 1977-м. В 2013-м нас остановила не пустыня, а «прозрачная» граница. Тем не менее пробег состоялся. Об этом – в журнале 02\2013 на с. 48.

НАША СПРАВКА

По данным декабрьского опроса ВЦИОМа, только 23% экспедиторов и водителей (из нескольких тысяч опрошенных) заметили положительные изменения в работе таможенных органов с появлением Таможенного союза: по их мнению, время оформления на границе сократилось. А 6% говорят, что оно увеличилось. Остальные респонденты (71% опрошенных!) никаких изменений не видят. При этом 49% водителей утверждают, что по-прежнему стоят в очередях на границе более суток!

Подпишитесь на «За рулем» в