Крупным планом: памяти таможенного союза
Эта «девятка» находится на нейтральной полосе, совсем рядом со въездом на территорию Казахстана, если ехать со стороны Ташкента. Эта «девятка» без колес, мотора и половины деталей блестяще символизирует собой таможенный союз трех стран – Казахстана, России, Белоруссии.
В его недееспособности мы убедились на собственном опыте. Случилось пересекать эту границу (Узбекистан – Казахстан) на автомобиле; надеялись проскочить быстро – машина куплена российской компанией, все документы оформлены заранее и даже имеются российские таможенные гарантии (на депозите – 150 000 рублей). Не вышло. Рядом с останками «девятки» мы простояли долгих семь часов, пока нам доходчиво объясняли: никакого Таможенного союза на самом деле нет. Российские документы в Казахстане не действуют, единой базы данных у стран союза нет и в помине. Поэтому надо внести еще один залог (около 5000 долларов). Или отправиться через территорию страны в сопровождении офицера таможенной службы, за что заплатить в кассу порядка 1000 евро и еще некую сумму наличными. Услышав такое, на «девятку» мы уже смотрели как на мрачное пророчество.
Выходит, Таможенный союз – просто фикция? Именно в этом нас убеждали во время трехдневного путешествия («в сопровождении», конечно) через Казахстан и чиновники, и простые водители. Но оказалось, что это не так!
В этом уверены сотрудники Оренбургского таможенного управления, не пустившие нас на родину. Причина: коль скоро таможенные органы Казахстана отказались принять таможенные документы России и отправили автомобиль под сопровождением, то российская сторона... тоже отказывается доверять документам, выданным Центральной акцизной таможней в Москве. И берется доставить машину в столицу только под охраной и с сопровождением.
Долго мы уговаривали соотечественников хотя бы оставить автомобиль у себя на складе временного хранения – они были непреклонны. «Только после того, как ваша компания перечислит на счет нашего управления полную сумму за сопровождение машины до Москвы и мы увидим деньги у себя на счету, будем разговаривать» – такой мы получили ответ. Дело было в пятницу: отдыхайте, мол, до следующей недели в Казахстане, земляки, и нас попусту не беспокойте.
Так золотистый «Шевроле-Кобальт» с обложки, очередная жертва Таможенного союза, остался в казахстанском городе Актобе.
Мы приложим все усилия – не только для того, чтобы вызволить автомобиль в ближайшее время, но и чтобы разобраться, почему у нас вымогали деньги российские и казахстанские таможенники, имели ли они право не пустить нас в Россию.
Нас занесло, по-другому не скажешь, в Казахстан потому, что в год 85-летия «За рулем» журнал решил повторить свои значимые акции. Каракумы наши коллеги покорили в 1933-м, в такой же пробег отправились в 1977-м. В 2013-м нас остановила не пустыня, а «прозрачная» граница. Тем не менее пробег состоялся. Об этом – в журнале 02\2013 на с. 48.
НАША СПРАВКА
По данным декабрьского опроса ВЦИОМа, только 23% экспедиторов и водителей (из нескольких тысяч опрошенных) заметили положительные изменения в работе таможенных органов с появлением Таможенного союза: по их мнению, время оформления на границе сократилось. А 6% говорят, что оно увеличилось. Остальные респонденты (71% опрошенных!) никаких изменений не видят. При этом 49% водителей утверждают, что по-прежнему стоят в очередях на границе более суток!