На реформу водительских экзаменов денег, похоже, нет

Водители-самоучки и выходцы из «серых» автошкол становятся «героями» самых страшных ДТП.
Водители-самоучки и выходцы из «серых» автошкол становятся «героями» самых страшных ДТП.

Такое заявление прозвучало на пресс-конференции, приуроченной ужесточению порядка аттестации кандидатов в водители.

— Когда происходят резонансные аварии, мы выясняем, учился ли «герой» в автошколе, в какой именно или держал экзамен экстерном. Все помним о происшествии в Брянске: женщина-водитель сбила мать с ребенком. Виновница, как выяснилось, готовилась к сдаче на права самостоятельно, — подводил к мысли один из спикеров на пресс-конференции.

Зам. начальника управления подготовки специалистов ДОСААФ РФ Сергей Евстафьев.

— Чтобы впредь самоучки не выезжали на дороги недоучками, принятый десятки лет назад порядок экзаменов нужно усовершенствовать.

И еще это вопрос квалификации преподавателей. Вернувшаяся из командировки в Германию Татьяна Шутылева, президент Межрегиональной ассоциации автошкол, рассказала, как в стране готовят инструкторов. 700 часов обучения на протяжении года и еще два года стажировки — только после этого их допустят к преподаванию… Экзамены экстерном здесь вне закона, на практическое вождение под присмотром наставника выделяются сотни часов. Курсанта не допустят к сдаче, пока его инструктор не убедится, что выпускник одинаково уверенно движется в городском потоке и на автобане на скорости не ниже 130 км/ч.

— Однако учиться самостоятельно и сдавать экстерном дешевле, — напомнил Александр Старовойтов, зам. председателя комитета Госдумы по транспорту. Так или иначе, в разговоре всплывала тема финансовой стороны экзаменационной реформы. — Нельзя забывать об уровне жизни в бедных регионах и малых населенных пунктах. Вряд ли осилит тариф за водительские курсы житель знакомой мне деревни под Астраханью, в которой люди ведут чуть ли не натуральный обмен… И потом, все мы понимаем, что мастерство новоиспеченного водителя часто зависит от его индивидуальных реакций и психомоторики и в меньшей степени - от уровня преподавания.

Александр Старовойтов, зам. председателя комитета Госдумы по транспорту.

Цены за обучение в регионах разнятся. В Архангельске за курс платят 17 тыс. руб., в Москве - 27-30 тыс. Это не максимум: в Самаре — 37 тыс., и сложно сказать, почему так. Другая крайность в южных регионах — Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии: по 5-6 тысяч. А такой фантастической дешевизне объяснение найти просто.

— Судя по обсчету затрат по Москве, — поделилась Татьяна Шутылева, — львиная доля платежа приходится на курс вождения: индивидуальные (иначе нельзя) занятия с инструктором, амортизация специально оборудованного автомобиля, стоимость топлива и т.п. Вряд ли намного дешевле вождение обойдется в отдаленных городах и поселках. Наткнувшись на рекламу о курсе обучения, который стоит всего несколько тысяч, нужно уточнять программу: скорее всего, она либо укороченная в пять-двадцать раз, либо вовсе не предусматривает занятия по вождению.

Или автошколы с дешевыми курсами попросту занимаются сводничеством слушателей и экзаменаторов из ГИБДД, проще говоря, организуют взятки одних — другим.

— Это одна из проблем – коррупционный путь получения прав, — подтвердил Александр Старовойтов. — Показательно, что каждый знает, сколько «стоят» права в своем городе. Экзамены по новому админрегламенту должны стать заслоном торговле водительскими удостоверениями.

Скажем, один из способов избежать корыстной фальсификации результатов «вождения» — оборудовать салон экзаменационной машины камерами наблюдения. Их может быть до четырех, так что подсунуть гаишнику «стимул» станет сложно.

То есть все единодушно высказались за обновленный регламент. Тогда почему МВД откладывает его введение? После пресс-конференции, в кулуарах, Татьяна Шутылева рискнула предположить.

Татьяна Шутылева, президент Межрегиональной ассоциации автошкол.

Сошлось так, что сейчас на подходе к слушаниям в ГД поправки в федеральный закон о безопасности дорожного движения. В проекте его новой редакции расширен перечень категорий и подкатегорий ТС. Значит, по каждой новой следует прописать и экзаменационные процедуры. А их нет в проекте Административного регламента в нынешнем его виде.

— Отложив ожидавшееся введение регламента, МВД поступило разумно, — считает Татьяна Шутылева. — Чтобы дважды не тратить время на процедуры утверждения, сейчас надо доработать регламент, а вводить его после голосования в Думе за закон о БД. Между одним и другим событиями пауза составит примерно месяц.

Осведомленный источник «За рулем.РФ» поделился еще одной версией, почему на время отодвинули админрегламент.

Поскольку он повышает полномочия и ответственность ГИБДД в экзаменационном процессе, а автошколы дистанцирует, возникает вопрос, достаточно ли «вооружена» полиция. Ведь ей придется приобретать и переоборудовать автомобили (вторым комплектом педалей на месте инструктора), закупать камеры внутрисалонного наблюдения, их монтировать, обслуживать и т.п. Сейчас для этого нет бюджета. Понадобится время, чтобы определить цену вопроса и открыть источники финансирования. Так что начала действия регламента, объяснил источник, вряд ли стоит ждать раньше чем осенью, это в лучшем случае.

Подпишитесь на «За рулем» в