Два в одном

ДВА В ОДНОМ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/СТРАНИЧКА ИСТОРИИ

ДВА В ОДНОМ

БЕЗ КЛАПАНОВ, ЗАТО ПОРШНИ С ОКНАМИ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

В начале прошлого века ряд фирм делал бесклапанные двигатели. Привлекала возможность отказаться от "лишних" деталей, избавив при этом автомобилистов от необходимости регулировать клапанные зазоры. Но главное - такие моторы работали гораздо тише обычных.

На двигателях американских автомобилей "Брок" газораспределением ведали два поршня, вставленные один в другой (см. рис.). Шатун внутреннего проходил через трубу, служившую, в свою очередь, шатуном наружного поршня. Труба оканчивалась конической шестерней, связанной с колесом на шейке коленвала. В стенках и днищах поршней были сделаны отверстия для прохода рабочей смеси и выхлопных газов.

Когда боковые окна поршней совпадали с впускным отверстием цилиндра, рабочая смесь поступала в полость внутреннего поршня. Проходя через отверстия в днищах, она заполняла камеру сгорания. Оба поршня поднимались. Внешний одновременно поворачивался, поскольку вместе с коленвалом вращались и конические шестерни. Вход в камеру сгорания перекрывался. Отработавшие газы путешествовали так же.

Внутренний поршень двигателя "Брок" постоянно перегревался - его охлаждала только свежая рабочая смесь. К тому же двух- и четырехцилиндровые моторы давно забытой американской марки страдали типичным для всех бесклапанников недостатком - большим угаром масла. Автомобили с подобными агрегатами даже по тем временам считали чересчур дымными.

Схема двигателя "Брок": 1 - коленвал; 2 - конические шестерни; 3 - шатун (труба) внешнего поршня; 4 - шатун внутреннего поршня; 5 - выпускное окно цилиндра; 6 - цилиндр; 7 - внешний поршень; 8 - внутренний поршень; 9 - свеча зажигания; 10 - впускные и выпускные окна поршней; 11 - впускное окно цилиндра.

Подпишитесь на «За рулем» в