Без паники
АКТУАЛЬНО
/МНЕНИЕ ЮРИСТА
БЕЗ ПАНИКИ
ПО ПОВОДУ ПРИКАЗА № 1240 МВД РФ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОЛГИН, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ФИРМЫ "ПРАВОЗАЩИТА "ЗА РУЛЕМ"
В последнее время в редакцию обращается много читателей с вопросами по поводу Приказа МВД РФ № 1240 от 7 декабря 2000 г. "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору".
Некоторые положения приказа действительно вызывают недоумение и совсем не ясно, как их можно применять на практике. Например, "изменение конструкции транспортного средства" толкуется в приказе, как "исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения". Но, строго говоря, установка антенны уже есть изменение в конструкции! Вряд ли рядовой инспектор ГИБДД определит, влияет это изменение на безопасность дорожного движения или нет?
Далее. Приказ определяет право инспектора запретить эксплуатацию транспортного средства, но при этом не указано, каким образом осуществляется это запрещение и как будут контролировать, соблюдает ли водитель это требование. Кстати, запретить эксплуатацию можно было и до этого приказа.
Больше всего взволновали автомобилистов основания для остановки транспортного средства (в правом нижнем углу стекла нет талона техосмотра, нечитаемый номер, наличие неисправностей, при которых запрещена эксплуатация), но здесь-то ничего нового нет. Все это перечислено в Правилах дорожного движения, и за эти нарушения сотрудник ГИБДД мог останавливать автомобиль и раньше.
Понятно, чем вызвано появление этого приказа. Во-первых, надо было заменить безнадежно устаревший Приказ МВД РФ от 4 января 1982 года № 2 ("Наставление по техническому надзору в ГАИ"), а во-вторых, обеспечить прохождение всеми водителями государственного технического осмотра.
Как только ГИБДД запретили снимать номерные знаки, появился соблазн вообще не проходить техосмотр. В самом деле, штраф за это всего 50 рублей, да к тому же оштрафовать разрешается только один раз (п. 8 ст. 227 КоАП). Могут, конечно, запретить эксплуатацию автомобиля, но проконтролировать, выполняет ли водитель этот запрет, нет никакой возможности. Теперь же, по новому приказу, если автомобиль техосмотр не прошел, его прямо с поста направят на проверку технического состояния. Так что отныне выгоднее пройти техосмотр один раз добровольно, чем вас будет туда посылать принудительно сотрудник ГИБДД.
Совершенно очевидно, что приказ требует доработки. Естественно, он будет "доводиться" в процессе применения. Но главный для водителей вывод можно сделать уже сейчас: ничего, что каким-то образом затрагивает права автомобилистов, в этом приказе нет, никаких новых оснований для задержания автомобиля, кроме предусмотренных КоАП (ст. 245), этот приказ не устанавливает (да и не может устанавливать).
Если автомобиль прошел техосмотр, сотрудники ГИБДД как не имели права проверять его техническое состояние, так и не имеют теперь, поскольку это запрещено сразу двумя действующими приказами МВД № 329 от 01.06.1998 "О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России" (п. 6) и № 297 от 20.04.1999 "Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (п. 13.9).