ZAZ Vida и Lada Granta: народные помыслы
В предыдущих номерах: Lada Granta vs Renault Logan 3:2
В прошлогоднем майском номере газеты, в статье «Гарантированный бюджет», мы сравнивали нашу Lada Granta в комплектации «Норма» с литыми дисками (раньше – «Норма+») с Renault Logan в версии Prestige. «Француз» оказался лучше укомплектован (в нем были кондиционер, подогрев передних сидений, сзади – электростеклоподъемники и подголовники), но и стоил гораздо дороже. Цену повысили еще и опции, идущие за доплату. Впрочем, речь в статье шла не только о наборе оборудования, но и качествах, одинаковых для всех версий. Так, мы отметили, что Granta смотрится посовременнее, у нее большой для B-класса багажник, но не столь просторный, как у Logan, салон. Зато не приходится привыкать к своеобразному приборному щитку или кнопке клаксона на подрулевом рычаге.
В движении Granta порадовала очень живым отзывчивым двигателем, легкими педалями и подвеской, терпящей даже крупные неровности дороги. Впрочем, и у Logan подвеска не менее «всеядная», но малоинформативная педаль сцепления и слишком тугой руль. А вот у Granta руль, напротив, излишне легок. И механизм выбора передач хоть и с короткими ходами, но зато нечеткий. К Logan такую претензию не предъявишь.
Победила Lada: «даже «пустой» Logan много дороже». Так что и при сравнении максимальных комплектаций Granta победила бы, наверное…
Представили
Откровенно говоря, и Granta, и Vida в представлении не нуждаются. Несмотря на то что оба автомобиля начали продавать относительно недавно (Vida – с прошлого года, Granta – с позапрошлого), их путь к покупателю был достаточно долгим. О том, что АВТОВАЗ готовит новинку, которая будет сделана на платформе Lada Kalina и заменит «классику», мы узнали еще за несколько лет до появления Granta и постоянно получали информацию по мере ее приближения к конвейеру.
А Vida и вовсе практически не измененный седан Chevrolet Aveo T250, машина, хорошо знакомая очень многим российским автолюбителям. Комплектация SX, которую выбрали для нашего рынка, соответствует принципу разумной достаточности. Здесь довольно мощный и при этом экономичный бензиновый двигатель, механическая коробка передач, стальные колеса, тканевая обивка, кондиционер, передние электростеклоподъемники и электропривод зеркал. И в длинной очереди за нужным экземпляром стоять не придется.
А вот при выборе подходящей версии Lada Granta потенциальному покупателю нужно будет хорошенько подумать. Хоть в отличие от Vida кузов у нашей машины только один (хэтчбек пока не подоспел), зато два двигателя (8- и 16-клапанник), причем первый – с двумя вариантами мощности, две трансмиссии (обычная механическая и японский «автомат», марки Jatco), множество вариантов комплектации. В разных комбинациях с разными моторами и КП получается два «стандарта», четыре «люкса» и целых десять «норм»! Кстати, наша редакционная Granta, которую мы сравниваем с пресс-парковой Vida, продавалась в комплектации «Норма+». Сейчас такой в списке версий нет, есть «Норма 21900-41-014». Отличается от 21900-41-013 литыми колесными дисками. Их мы на зиму заменили штамповками знаменитой марки KFZ. Жаль, не украсили колеса колпаками, как сделали украинские товарищи на Vida. Теперь подумаем на эту тему.
Говорят, при таком многообразии версий приобрести нужную «Гранту» не так просто, как кажется: за желаемой машиной приходится стоять, дилеры стараются продать экземпляры подороже, со всевозможным допоборудованием. Так что нам повезло владеть «пустым» автомобилем, в котором только и есть что «музыка», поставленная уже после покупки. Vida, кстати, тоже продается лишь с аудиоподготовкой (они пишут «радиоподготовкой»). Но уже с четырьмя, а не двумя динамиками. В ту машину, что на тесте, магнитолу также установили не на заводе.
Посмотрели
Так как наша «референсная точка» – Lada Granta (и, видимо, довольно долго еще будет таковой), осмотр начнем именно с нее. Экстерьер, конечно, спорный, но откровенным уродом назвать машину язык не повернется. Есть часто критикуемые моменты: слишком маленькие на вид для такого кузова колеса, зрительно тяжеловесная «корма» с непонятного назначения выштамповками на крышке багажника, не слишком уместный на таком автомобиле хром. Хотя кому что нравится, конечно...
Салон – неплохо задуман и терпимо исполнен. Однако я бы заменил дверные обшивки (или хотя бы обтянул их тканью), а то слишком уж много вокруг голого пластика, установил бы пониже сиденья и изменил бы их профиль, чтобы они были не такими плоскими. Сделал бы регулировку руля по вылету – его хочется «отодвинуть». Избавился бы от псевдометаллической вставки в рукоятке коробки передач. Ни к чему она... А спинка дивана, по-моему, обязательно должна быть с подголовниками. Да, и уж точно автомобиль, особенно темный, нужно покупать с кондиционером. Неминуемая простуда и повышенный расход топлива – не аргументы, если вам приходилось погибать от жары в глухой пробке. Однако Granta c кондиционером есть, так что замечание касается только конкретной версии.
ZAZ Vida осматриваем еще придирчивее. Во-первых, из-за цены. Во-вторых, потому что иномарка.
По внешнему виду все довольно неплохо: ровные зазоры, качественная окраска. Дизайн выполнен GM в кооперации со спецами PATAC (Пан-Азиатского технического центра) «на тему» ателье Italdesign Джуджаро, создавшего первый Aveo. Автомобильчик довольно ладный. И совсем не похож на хэтчбек с прилепленным «третьим объемом». Многие считают вид Vida (простите за каламбур) современнее, «свежее», чем у Granta. Но дизайн «Гранты» датируется 2010 годом, а рестайлинговый Aveo был представлен в Шанхае еще в 2005-м. Конечно, у General Motors профессионалы высочайшего класса, но и наш Иван Лепешкин, нарисовавший «Гранту», выполнил свою работу очень хорошо. Вызывает вопросы только решение задней части, о чем я уже упоминал. Зачем понадобились выштамповки, идущие от фонарей по крышке багажника, и нужно ли было размещать номерной знак именно на бампере, а не на той же крышке (места там более чем достаточно)? К авторам Vida (экс-Aveo) таких вопросов нет. Но я бы и на нее поставил колеса побольше и убрал бы с кузова весь хром.
Качество материалов в салоне примерно такое же, как и в Granta. Приемлемое. Посадка довольно удобная. Правда, и здесь сиденья «плосковаты», но это лично на мой вкус. То же можно сказать и о панели приборов: мне она кажется излишне «нарядной» для этого автомобиля, однако многие ее хвалят. Во всяком случае, с восприятием информации никаких проблем. Рулевое колесо, несмотря на внешнюю простоту, в руках лежит неплохо и уж точно удобнее, чем большой четырехспицевый руль Aveo. Слева на полу у водительского сиденья размещены рычажки открывания лючка бензобака и крышки багажника. Мелочь, а приятно. И опять-таки напоминает, что это иномарка.
И на заднем диване в Vida явно лучше, чем в Granta: здесь больше места для ног, есть подголовники, сам диван помягче, подлокотники поудобнее, обивка «веселее».
Заглянем в багажники. Оба немаленькие. В Granta больше, но вытянут в длину, так что загружать его тяжелыми вещами проблематичнее, и вынимать их сложнее. Крышка багажника у Vida с обшивкой и ручкой, в отличие от «голой» крышки на «Гранте».
Прокатились
Самое яркое впечатление за рулем «Гранты» – от двигателя: тянет отлично. Но для этого нужно «ехать на моменте», правильно использовать трансмиссию. А это удается не всегда из-за нечеткого механизма переключения передач. В нашем случае дело усугубляется «уставшим» синхронизатором второй передачи. И это при пробеге меньше 20 тысяч!
Педали довольно легкие, к ним быстро привыкаешь. Руль – слишком легок. Это приятно при маневрировании, но не при движении с высокой скоростью. Тормоза довольно «хваткие», но скрипят. Вообще машина очень шумная, даже по меркам класса.
Хороша обзорность: большая площадь остекления, внушительные по размеру зеркала. И самое интересное – подвеска. Она довольно безразлично относится к дорожным неровностям, даже крупным, но норовит укачать водителя и пассажиров при неспешной езде по извилистой дороге. Однако с ростом скорости подвеска становится как будто «плотнее», так что на стандартной «Гранте» можно лихо покататься по гоночному «кольцу». И это при том, что дорожный просвет – целых 160 мм!
Хотя… В официальных данных по Vida указано, что и у нее просвет 160 мм. При этом колесная база почти такая же, как у Granta. Те же 14-дюймовые колеса. Чуть подлиннее свесы. Передний больше на 29 мм, задний – на 17 мм. Похожие подвески. Но автомобиль меньше кренится на скорости, передает больше информации о дороге. Руль чуть потяжелее. Шума чуть меньше. «Чуть» впору подчеркнуть. И, несмотря на то что по техническим характеристикам ZAZ Vida выигрывает у «Гранты» в динамике, по ощущениям все наоборот. Хорошо это или плохо? Кому как.
Приценились
Рекомендованная цена ZAZ Vida седан SX на российском рынке – ровно 400 000 руб. И это на 8300 руб. больше рекомендованной розничной цены Lada Granta «Люкс» с 16-клапанным двигателем и механической коробкой передач. В комплектации «люксовой» Granta: ABS+BAS, две подушки безопасности (у Vida – одна), задние электростеклоподъемники, электропривод и обогрев зеркал (как на Vida), электрообогрев ветрового стекла, раздельное заднее сиденье, мультимедийная система с семидюймовым дисплеем, литые диски колес, кондиционер и прочие прелести. А что еще нужно? Скоро будет навигация... «Автомат»? Пожалуйста, за 27 400 руб. А ZAZ Vida такая трансмиссия пока вовсе не положена.
Оставляем «за рамками исследования» такие нюансы, как топливная экономичность (судя по техданным, Granta в этой дисциплине не хуже), развитость сервисной сети, доступность и стоимость запасных частей – хотя и здесь есть, что обсудить и над чем подумать, прежде чем отдать предпочтение тому или иному автомобилю.
В сухом остатке получается, что даже лучше оборудованная Lada Granta стоит дешевле ZAZ Vida. Наша версия, «Норма», сильно уступает по набору оборудования, но и цена у нее значительно ниже. Немного добавив, можно купить «Гранту» с кондиционером и электрозеркалами.
Жалко, нет «Люкса» с восьмиклапанником. Хороший мотор.
Итог
Илья Пименов, редактор:
− У Vida лучше набор оборудования, и она немного удобнее, чем Granta. Это плюс. Однако и дороже – даже если мы рассмотрим «люксовую» версию тольяттинской машины, с задними электроподъемниками, двумя подушками безопасности и мультимедийной системой. Да, у нее менее мощный, чем «видовский», мотор, но более тяговитый и не уступающий в топливной экономичности. И ее можно взять с «автоматом». Нужен ли он – другой вопрос.
Константин Васильев, редактор:
– Советское время оставило ЗАЗу наследие в виде аббревиатуры (хоть и латиницей), ДнепроГЭС на эмблеме и множество бородатых анекдотов. Ребрендинг напрашивается. Впрочем, в этом сегменте правила игры диктует в первую очередь кошелек. При этом и цена автомобиля, и доступность запчастей, и перспективы техобслуживания – все за «Грантой». Но у нее свои «тараканы»: неадекватные реакции на руле, скажем. Vida в управлении лучше, но я упираюсь в ее переднюю панель коленями. Есть и другие претензии. Что остается? Копить на Renault Logan!