Прощай, новая "нива". здравствуй, "шеви"?

ПРОЩАЙ, НОВАЯ "НИВА". ЗДРАВСТВУЙ, "ШЕВИ"?

АКТУАЛЬНО

/ПРОРЫВ

ПРОЩАЙ, НОВАЯ "НИВА". ЗДРАВСТВУЙ, "ШЕВИ"?

АВТОВАЗ И "ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС" ОБЪЯВИЛИ О РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТА

ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ

ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ

Пока об СП в российском автопроме было больше разговоров, чем дела. Потенциальные инвесторы, как образно выразился один из вазовских руководителей, "стоят в дверях: сами не входят и других не пускают". Собственно, слова эти относились именно к "Дженерал моторс". Переговоры Волжского автозавода с этой именитой фирмой носили затяжной характер. Сначала - о совместной сборке модели новой "Астры". Потом, когда уже "Астра-3000" перестала быть новинкой, а финансовый кризис 1998 года сделал сборочные проекты в России невыгодными, - о выпуске новой "Нивы" при участии "Джи-Эм".

Эта идея выглядела привлекательно со всех точек зрения. У АвтоВАЗа есть модель вседорожника, соответствующая западным стандартам (при выполнении некоторых условий), и если начать ее массовый выпуск в ближайшее время, то спрос обеспечен. Но денег для организации такого производства, да еще с требуемым уровнем качества, у предприятия нет, а есть они (кстати, нужно-то, по мировым меркам, не так уж много) у "Дженерал моторс".

Участие "Джи-Эм" в производстве "Нивы" дает еще одно преимущество - более высокую репутацию модели, чем если бы ее выпускал АвтоВАЗ самостоятельно. Западный контроль качества, более совершенные технологии производства - что может быть удачнее для маркетинга?

Но время шло, новую "Ниву" уже начали потихоньку собирать на опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа (в нынешнем году планировали произвести 2000 автомобилей), а ситуация с "Джи-Эм" так и оставалась неопределенной.

И вот, наконец, в последний день февраля, на Женевском автосалоне было объявлено: СП - быть! Партнерами в нем выступают АвтоВАЗ (41,5%), "Дженерал моторс" (41,5%) и Европейский банк реконструкции и развития (17%). Общий объем инвестиций в предприятие - 332 миллиона долларов. Из них 100 миллионов АвтоВАЗа - в виде интеллектуальной собственности, инфрастуктуры, оборудования. Другие 100 миллионов долларов инвестирует "Джи-Эм", а оставшиеся 132 миллиона предоставит ЕБРР. Предполагается, что 20-25 тысяч машин будет предназначено только для продажи в Германии.

Планируется уже к осени 2002-го пустить конвейер нового завода, проектная мощность которого - 75 000 автомобилей в год - будет достигнута к 2004-му. И называться продукция СП будет " Шевроле Нива". А с той, которая последние годы тревожила наше воображение под именем "новая "Нива", придется проститься. Поставлено условие: прекратить выпуск модели до начала работы СП.

В общем-то, это понятно и разумно. Ведь теперь за "удочеренную" модель несет ответственность и "Джи-Эм". По логике вещей, сейчас должна начаться конкуренция за поставки комплектующих на СП - качество компонентов для "Шеви" не должно вызывать сомнений у иностранного партнера. Наша "Нива" начинает новую жизнь.

А может быть, новая жизнь начинается и у всей отечественной автомобильной промышленности? Инвестиции же ЕБРР и "Дженерал моторс" в Волжский автомобильный завод - начало широкомасштабной кооперации? На очереди - другие автозаводы, предприятия-поставщики... Рухнула еще одна стена недоверия к нашей стране!

Впрочем, не будем заглядывать так далеко. Достаточно и того, что уже есть: реальные перспективы совместного производства новой хорошей (и, заметьте, российской!) недорогой модели вседорожника. Ждать осталось недолго.

Подпишитесь на «За рулем» в