Поставщик двора...

ПОСТАВЩИК ДВОРА...

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/КАЧЕСТВО

ПОСТАВЩИК ДВОРА...

ТЕКСТ / АРКАДИЙ КОЗЛОВ

Дата рождения Кировского шинного - 1943 год. Эвакуированный из Ярославля завод выпускал шины для знаменитых полуторок. Во время войны, да и после нее завод в основном работал на ГАЗ. Шинами Кировского комплектовали ГАЗ-51, позже ГАЗ-53, ГАЗ-66, а еще ЗИЛ-131, бронетранспортеры, пушки. На предприятии, выпускавшем продукцию для армейской техники, - военная приемка, жесткая дисциплина, отборные кадры. Кировские шины отправляли только на конвейеры автозаводов и в розничной продаже они не встречались.

В 90-е годы сбыт шин упал - выпуск машин, для которых они предназначались, практически остановился. Положение спасла "Газель". В 1994 году с конвейера завода сошла первая шина для новинки ГАЗа. Далось это нелегко. Поначалу были нарекания: шины трескались по кромке стыка протектора и боковины, а "гладкий" дорожный рисунок сводил проходимость "Газели" на нет - она буксовала чуть ли не на асфальте. Постепенно заводчане решили эти проблемы и освоили производство шин для малых грузовиков, так что модель К-156 даже оказалась в числе победителей конкурса "100 лучших товаров России". Отметим особо, что именно по совету специалистов КШЗ Горьковский завод "ушел" от маленьких 15-дюймовых колес, задуманных для "Газели".

Поверив в свои силы, завод разработал и выпустил шины для "Соболя" и "Волги", которыми ГАЗ комплектует свои машины. Подготовили "обувку" и для нового УАЗа - как повышенной проходимости, так и дорожные. Именно они, 16-дюймовые, с увеличенным наружным диаметром, подошли для "Бычка" и ходят до 40 тыс. км - намного больше, чем шины некоторых других производителей.

Но и это еще не все. Кировчане разработали и выпустили шины для "Москвича" и ВАЗа (для последнего - дорожную, потом зимнюю, с направленным рисунком протектора).

Сейчас завод производит практически весь ассортимент легковых шин. Более того, УАЗ, ГАЗ и ВАЗ ("Нива") уже комплектуют ими свои автомобили. Стать поставщиком автозавода непросто - там к новеньким весьма придирчивы. ВАЗ, к примеру, проводя испытания, сравнивает шины с лучшими отечественными и зарубежными аналогами. И только после этого принимает решение о допуске их на заводской конвейер.

Сегодня КШЗ не в состоянии обеспечить своей продукцией всех желающих - мощностей не хватает, хотя завод работает уже в три смены. Чем это объяснить? Можно разработать хорошую шину, долго выпускать ее, но очень трудно добиться стабильности. То есть три колеса из четырех купленных могут быть качественными, а одно - так себе. Здесь сумели если не изжить это полностью, то свести отклонения к минимуму. И шины пошли нарасхват.

В последние годы растет количество натурального каучука в шине - с начала 90-х его стало больше втрое. Именно он увеличивает связуемость элементов шин и их усталостную прочность, с ним покрышка эластичнее, на стыках деталей меньше концентрация нагрузок. Попросту говоря, она выдержит большее количество перегибов.

Но есть еще тонкость. Чем больше стыков и соединений в конструкции колеса, тем больше его дисбаланс и меньше прочность. Разные части покрышки делают из разной резины: брекер из одной, боковину из другой, протектор из третьей. Последний тоже состоит из разных частей. На поверхности беговой дорожки резина работает в основном на истирание и должна обеспечивать хорошее сцепление с дорогой, быть износостойкой. Это один тип резины. Подканавочный слой - другой, здесь важней связь с металлокордом. Прочность связи между этими слоями, наиболее удаленными от центра, весьма важна - от того, насколько точно и прочно собрана беговая дорожка, во многом зависит качество всей шины. Лучше всего соединять слои резины еще до вулканизации. На КШЗ, одном из немногих заводов в России, оборудование для этого есть. Причем от фирмы "Крупп". Экструдер стыкует в горячем виде (но не вулканизирует!) несколько профилированных полуфабрикатов, что обеспечивает точность и прочность соединения. В результате при сборке шины беговая дорожка идет одной, уже готовой деталью.

Но и это не все. Завод закупил и готовит к пуску новый комплекс "Крупп", способный соединять и дозировать в горячем виде не два, а три слоя резины разных составов. А это уже самая передовая технология по мировым меркам. Что ж, поживем - увидим, каковы они в деле, новые кировские шины.

С ЛОГОТИПОМ КШЗ

Качество достигается рецептурой резины, конструкцией, материалами (проволока, текстиль), рисунком. Тут много секретов, у каждого завода - свои. Один из них - соотношение каучуков в беговой дорожке. Бывают комбинации из двух, трех каучуков. Их процентное отношение существенно влияет на сцепные свойства шины, сопротивление качению, шум. Не говоря о том, что самих каучуков множество. Даже от поставщиков зависит... У КШЗ серьезный входной контроль сырья, а на выходе проверяют дисбаланс, радиальное и боковое биение, силовую неоднородность каждой покрышки. Колесо "винтом" выйти за ворота завода не может. Любое, взятое наугад товарное колесо будет соответствовать ТУ - утверждают руководители завода.

Подпишитесь на «За рулем» в