Volkswagen Tiguan: made in Калуга
Завод "Фольксваген" в Калуге открыли совсем недавно – 29 ноября 2007 года, а с лета 2008-го в производственной программе появился компактный кроссовер с экзотическим именем "Тигуан". Получив модель в свое распоряжение, мы, естественно, захотели приобщиться к таинству его появления на свет, благо приглашение не заставило себя ждать.
ЛОГИСТИКА
Пока производство работает в режиме SKD – так называют крупноузловую сборку. Комплектующие – кузов в сборе, силовой агрегат, трансмиссию и кое-что по мелочи – изготавливают в германском городе Вольфсбурге, столице "Фольксвагена". В Россию их везут железной дорогой в таких вот огромных контейнерах.
Несмотря на тщательно спроектированную упаковку, гарантирующую сохранность содержимого, кузов придирчиво осматривают в поисках внешних повреждений, а все прочее – на соответствие сопроводительной документации. Интересно, что и VIN (российский!), и номер двигателя уже нанесены при изготовлении, так что новая или дублирующая маркировка не требуется.
СБОРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Под термином "перепаковка" подразумевают демонтаж кузова с деревянной палеты и установку его на транспортную тележку. Одновременно освобождают ящик с агрегатами. Тут же проводят собственный входной контроль.
Крепеж и пластмассу раскладывают в специальные лотки, а элементы шасси и двигатель в сборе с коробкой передач размещают на монтажной платформе, снабженной базирующими штифтами. Выстроив таким образом проекцию ходовой, детали соединяют друг с другом. Здесь и далее все проведенные операции заносят в журнал, качество "жизненно важных соединений" (ЖВС) исполнитель удостоверяет личным клеймом.
Самый, пожалуй, волнующий момент в жизни каждого авто – так называемая "свадьба", то есть соединение кузова и шасси. В данном случае кузов подвешен на подъемнике, а платформу с его "половиной" устанавливают на вмонтированные в пол домкраты. Такая схема позволяет располагать "брачующихся" на удобной для сборщика высоте – ни нагибаться, ни тянуться ему не приходится.
После подключения всех коммуникаций заливают технические жидкости (масло в агрегатах и тормозная жидкость заправлены еще на головном заводе), заправляют кондиционер и топливный бак. Затем проверяют (предварительно) работу электрического и электронного оборудования и регулируют углы установки колес – схождение передних и сход-развал задних.
Последняя операция на сборке – проверка авто на роликовом стенде. Помимо тяговых и тормозных параметров, контролируют массу иных показателей, включая (в очередной раз!) состояние электроники и соответствие заявленной комплектации. Опись имущества при этом не делают – сканер, имеющий связь с базовым сервером, действует самостоятельно. На прощание сборщики еще раз осматривают плод своего труда и заполняют контрольную карту.
СЛУЖБА КАЧЕСТВА
Первый пост службы качества находится под открытым небом – на классическом испытательном треке. Каждый подопытный "Тигуан" пробегает здесь три стометровки: гладкий асфальт, дорогу с мелкими искусственными неровностями (вариация на тему бельгийской мостовой) и полосу препятствий: солидных размеров выступы вдоль колеи, расположенные вдобавок в противофазе. Цель – отловить подозрительный шум и стук. Есть тут и кусочек очень скользкого базальтового покрытия для тестирования АBS.
На пути домой, в цех, автомобиль ждет холодный душ (официальное название – "водный тест"). Вооруженный электрическим щупом специалист пытается (по сей день безуспешно) обнаружить следы протечек в местах, указанных технологической картой. Освежившись, "Тигуан" попадает на самый ярко освещенный участок – световой тоннель.
Здесь, в скрытом от посторонних глаз замкнутом объеме, служба качества опять принимается за свое. Проверяют и перепроверяют все: состояние лакокрасочного покрытия, кузовные зазоры, электронику и электрику, VIN и все прочие номера... Отрегулировав напоследок фары, машину передают в отдел сбыта – очередной российский "Тигуан" официально выходит в свет.
НОВИЧОК ИЗ КАЛУГИ
Выбирая машину для редакционных испытаний, из трех возможных модификаций мы предпочли вседорожную – Track&Field с двухлитровым 140-сильным дизельным двигателем и автоматической коробкой передач. Во-первых, версия показалась наиболее универсальной – для единения с природой большой угол въезда куда предпочтительнее спортивного обвеса. Во-вторых, прельстила возможность лишний раз протестировать все еще редкий в наших краях силовой агрегат. В мае 2009 года за такую машину просили 1 196 243 рубля.
Чем же наш "Тигуан" отличается от заграничного брата? По аналогии с миром животных (судя по названию, он и есть экзотическое животное) – уровнем биологического отбора. Ведь однажды собранную и проверенную "там" машину у нас, по сути, переэкзаменовывают, придирчиво и не раз. Возможно, сейчас контроль несколько избыточен, по крайней мере на первый взгляд, но ведь завод строится, чтобы в перспективе делать машины с нуля. Вот тогда-то весь наработанный опыт пригодится в полном объеме, гарантируя потребителям "истинно российское качество "Фольксвагена".
Приключения же нашего авто только начинаются – впереди путешествие в Питер и обратно на одном баке и, пожалуй, главное событие, которого удостаивается не каждый автомобиль, проходящий тесты в редакции, – марафон "60 часов "За рулем".