Castrol: «Чем бренд известнее, тем больше желающих его подделать»
- Господин Дормен, прогресс идет вперед. Как в связи с этим меняется политика масляных компаний?
- Конечно же, мы присматриваемся с большим интересом ко всем современным трендам развития автоиндустрии. Мы видим, что сейчас активно развивается направление гибридных автомобилей. Но даже с развитием всех новых тенденций мы видим, что в будущем в машинах все равно, преимущественно, будут использоваться двигатели внутреннего сгорания.
Ближайшие 10-15 лет число гибридов во всем мире не превысит 10% от всего автопарка. И, конечно же, хорошая новость заключается в том, что даже для гибридов нужны смазочные материалы. От электромобилей мы также не ожидаем, что они в ближайшие годы сыграют заметную роль в росте промышленности.
Вместе с тем у нас есть проекты, нацеленные в будущее. Они должны помочь нам понять, как стремление к улучшению окружающей среды изменит рынок и как в связи с этим изменятся технологии. Таким образом, мы можем находиться на первом рубеже событий в автопроме. В нашей компании этот проект называется Castrol-2020.
- Вы собираетесь строить производственные мощности на территории России? Может быть, перерабатывающие заводы для отработанного масла?
- Перерабатывающие заводы… К сожалению, нет. Но в России, как мы знаем, есть много производственных мощностей и много нефтеперерабатывающих заводов. Поэтому мы скорее смотрим на партнеров в этой области. Поскольку мы знаем, что сейчас нефтеперерабатывающая отрасль проходит этап модернизации, многие российские компании в этот сектор инвестируют, чтобы улучшить качество производимых смазочных материалов. Мы, как глобальная компания, хотим быть одной из "причин" экономического роста страны.
- Как сказываются на вашей работе последние экономические перемены в Европе и в мире в целом?
- Последние несколько лет мы особо пристальное внимание уделяем странам БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай. – Прим. ред.), поскольку основной рост рынка идет именно из этих регионов. На фоне ухудшения экономической ситуации в Европе это решение выглядит еще более верным. Ведь в течение последних пяти лет зрелые западноевропейские рынки исчерпали свой потенциал роста.
В то же время Европа все равно остается существенным источником нашего дохода. В Италии, Германии и Англии доля рынка Castrol очень велика. Что интересно, в Греции, где сейчас происходит много экономических потрясений, с точки зрения бизнеса компании Castrol мы наблюдаем рост.
Вопросы локального характера мы адресуем Леониду Кобрину, генеральному директору «Castrol Россия»:
- Какая стратегия у вас на 2013 год, какие новые продукты появятся под брендом Castrol на нашем рынке?
- В минувшем, 2012 году мы разработали и утвердили новую пятилетнюю стратегию. Мы точно знаем, как будем развиваться, и понимаем, какие продукты выпустим в продажу. В 2012 году мы полностью обновили всю серию Magnatec. Что касается следующих пяти лет, то мы видим серьезное развитие рынка независимых автосервисов. Это одно направление, где мы будем развиваться, вводить наш опыт работы с авторизованными станциями. Большое направление для нас - продажа масел для коммерческого транспорта. Вплоть до последнего времени мы считали, что этот сектор не в фокусе, скажем так, по определенным причинам.
Продолжим работу с авторизованными сервисами, с нашими стратегическими партнерами. Мы сотрудничаем практически со всеми дилерами, такими, например, как Audi, Volkswagen, Land Rover, BMW, Ford и другими. Здесь задача будет скорее удержать, нежели захватить что-то новое, поэтому расти мы будем вместе с партнерами. Естественно, организация будет развиваться как таковая – как минимум, мы планируем увеличить наш бизнес вдвое.
- Поправьте меня, если я ошибаюсь, коллеги мне сказали, что у вас есть система аккредитации ваших партнеров. Как это работает?
- Хороший вопрос. Здесь, наверное, надо пояснить, как в принципе устроен бизнес в России. Есть компания, которая является официальным эксклюзивным представителем Castrol в России. Чтобы было понятно: эта компания – 100-процентная «дочка» концерна BP. Это прямой бизнес. А есть бизнес, который мы ведем через дистрибьюторов: розничные продукты и продукты для коммерческих автомобилей.
И вот в этом сегменте есть исторически проверенная процедура аккредитации наших партнеров. У нас сейчас порядка 30 дистрибьюторов на всей территории страны. Из них процентов 95 – это компании, которые работают с нами больше 10 лет. В рамках стратегии нашего развития мы разработали упражнение «Путь на рынок», и сейчас у нас в очередной раз будет проведена работа по переоценке существующих компаний. В целом наша система достаточно стабильна и хорошо работает.
- Не так давно мои коллеги приезжали на сервисную замену масла в дилерский центр. И там выяснилось, что после всех процедур масло спецы так и не поменяли, но при этом убеждали в обратном. А ведь многие люди даже не проверяют, все ли правильно сделано, потому что вообще плохо представляют, что у них под капотом. Как вы поступаете с такими партнерами, если получаете негативные отклики автовладельцев?
- Начнем с того, что среди наших партнеров такой обратной связи еще никогда не было. Надеюсь, что и не будет. Повторюсь, прямой бизнес мы ведем только с авторизованными дилерами. И мы в этом смысле полагаемся на те проверки, которые проводит каждое автомобильное представительство, когда авторизует станцию. Поэтому я не слышал о таких нюансах, об официальных дилерах, хотя, наверное, всякое возможно. Что касается неавторизованных станций, где работают наши дистрибьюторы, то вопрос доверия – это ключевой вопрос. Особенно когда мы говорим о замене масла, на станции, где, как правило, масло разливается из бочки. Здесь у дистрибьюторов есть рекомендации от нас и определенные правила работы. И мы действительно стараемся проверять партнеров. И, прежде чем начать сотрудничество, изучаем репутацию этой сервисной точки на рынке.
- Не секрет, что популярное масло очень часто подделывается. Я понимаю, что за этим должны следить правоохранительные органы. Но, может, и с вашей стороны осуществляется какой-то надзор?
- Не буду спорить, чем бренд известнее, тем больше желающих его подделать. Здесь, к сожалению, Castrol не является исключением. В то же время мы постоянно отслеживаем ситуацию как с точки зрения продукта, так и в вопросе упаковки. Наша команда продавцов, которая работает «в полях», постоянно обращает внимание на то, что происходит на рынке. Это в первую очередь касается открытых рынков.