Volkswagen Jetta: воздушные акробаты
VOLKSWAGEN JETTA
Год выпуска – 2011-й
- В эксплуатации – с 2011 года
- Пробег – 20 000 км
- Средний расход топлива – 8,9/100 км
Машину себе я присматривал с расчетом на динамичную езду, но домашние внесли коррективы. В итоге от задуманного остался только двигатель. Зато какой – 1,4 TSI с двойным наддувом! Конструкция самая современная, точно такой же мотор устанавливают на новейший седьмой «Гольф». Но эта модель появится у нас в скором будущем, а я готов поделиться впечатлениями уже сейчас – накат длиной в год и 20 тысяч километров позволяет.
РОЗА ВЕТРОВ
У 1,4 TSI в помощь турбонагнетателю, отменно дующему на верхах, установлен механический компрессор, чье назначение – наддув в зоне низких оборотов. На бумаге пик крутящего момента обещают едва ли не с холостых – примерно с 1500 об/мин, но это всё немецкие штучки. На деле реальный подхват ощущается лишь с 2000 оборотов. Увы, при таком раскладе мотор исполняет желания не просто так – приходится приспосабливаться. Зато в награду получаешь весьма умеренный для такого потенциала расход топлива. До этого поездил на «Шевроле-Авео» с атмосферником того же объема – частота визитов на АЗС нисколько не увеличилась.
В ОБЪЯТИЯХ ПРАВИЛ
При езде в пробках наддув и не нужен. Поэтому система работает в безнаддувном режиме: компрессор отключен, а турбина крутится почти вхолостую. Фактически под капотом атмосферник 1,4 л. С одной стороны, низкий расход топлива и возможность медленно плестись на первой передаче, с другой – даже небольшая горка вынуждает чаще действовать газом и сцеплением. Да и при обычном троганье приходится добавлять обороты. Страшного ничего нет, но утомляет.
Когда пробка рассасывается, можно прибавить. При активном разгоне чувствуется подхват. Момент этот на высоких передачах немного плавает, но в основном не превышает 2200 об/мин. Соответственно, чтобы не терять темп, не роняйте обороты ниже этой планки.
На шоссе турбонагнетатель способен и один нагнетать достаточно воздуха при движении с постоянной скоростью. Но если необходимо резко ускориться, вновь просыпается приводной компрессор, мгновенно создавая требуемое давление наддува. Турбоямы нет, разве что небольшая впадинка. Дело, скорее всего, в модуле управления: слишком долго он думает, какие команды дать исполнительным механизмам.
ШУМАХЕР-ШОУ
По-настоящему оттянуться в наше время можно только на автодроме. На треке нагнетатели трудятся рука об руку – обороты в заезде не всегда превышают средние значения. Главное – быть осторожнее с педалью газа. Колёса легко сорвать в букс, а это потери в разгонной динамике. При должном навыке с 1,4 TSI можно объехать и более мощную машину. Я, скажем, достаточно легко обошел новый «Ауди-ТТ».
После динамичной езды выхлопная система раскаляется докрасна. Такое можно увидеть и на атмосфернике. Но у меня под капотом живет турбина, и сейчас ее термическая нагруженность близка к пределу. Ясное дело, сразу глушить двигатель нельзя, нужно остудить всё на холостых оборотах. Причем время остывания можно значительно сократить: на 1,4 TSI установлен дополнительный электрический насос охлаждающей жидкости, который может гонять антифриз по контуру с турбиной до 15 минут (в зависимости от температуры). Очень полезная вещь!
Детали маленького, но мощного двигателя нагружены куда больше, чем в многолитровом моторе с небольшой отдачей, для которого и миллион километров не предел. Но вечные иголки для примуса канули в Лету – каждой вещи отведен свой срок. Нынче частники ездят часто, но недалеко: на работу, дачу и обратно, годовой пробег небольшой. Гарантированного ресурса в 150–200 тысяч мне хватит надолго.
ЧТО И КАК
У компрессора ремённый привод. Включается нагнетатель через электромагнитную муфту – как компрессор кондиционера. У агрегата свои плюсы и минусы. Так, механический привод отбирает часть мощности двигателя и на высоких оборотах расходует ее впустую, поскольку давление наддува приходится ограничивать. А достоинства состоят в том, что компрессор быстро создает необходимое давление даже на низах, подключается по необходимости и не требует внешней смазки и охлаждения.
Турбина, напротив, крутится постоянно. Но на оборотах ниже средних энергии потока отработавших газов не хватает, чтобы раскрутить колесо компрессора для создания требуемого давления наддува. При резком ускорении возможна задержка – пресловутая турбояма. Турбина – штука инерционная.