Восстание машин: Ленинский проспект
Движение на протяжении 12 км станет безостановочным, для этого на основных развязках магистрали построят эстакады и тоннели. Изначально проект не предусматривал прокладки тоннелей (они стоят гораздо дороже), а только лишь эстакады, но это вызвало возмущение общественности. Проектировщикам указали на то, что пять эстакад испортят внешний облик проспекта, особенно в его исторической части. В итоге проект был отправлен на доработку, после чего в нем осталось лишь две эстакады – над перекрестками с улицами Кравченко и Удальцова. На пересечении же с Университетским и Ломоносовским проспектами, а также улицей 26 Бакинских комиссаров построят тоннели. Вдоль проспекта появятся новые боковые проезды: от улицы Новаторов в сторону улицы Академика Пилюгина и от улицы Кравченко до улицы Удальцова, а от нее до улицы Лобачевского будет расширен существующий проезд. Наземные пешеходные переходы уступят место подземным – их будет семь. Правую полосу, естественно, отдадут общественному транспорту.
В информационном центре реконструкции поясняют, что нынешняя схема – это не готовый проект строительства, а лишь планировка линейных объектов. Она должна еще пройти публичные слушания в марте, и лишь тогда начнется процесс разработки строительного плана. Если нареканий предложенная Москомархитектурой схема не вызовет, то окончательный проект появится к новому году. Однако подготовительные работы, как заявил заммэра по вопросам строительства Марат Хуснуллин, начнутся уже летом этого года, а непосредственно к строительству рабочие приступят в начале следующего. Поедет же трасса не раньше конца 2015-го.
Работы на проспекте начнутся уже в этом году, но поедет трасса не раньше конца 2015-го
Также уже в этом году будет завершено проектирование и начато строительство новой направленной развязки между Ленинским проспектом и МКАД. Нынешняя, сооруженная по «клеверному» типу, создает на Киевском шоссе гигантские пробки, от которых страдают жители присоединенных к столице территорий.
Несмотря на то что проект реконструкции неоднократно пересматривался, а власти шли на уступки местным жителям, обещая сохранить бульварную часть проспекта, существующее пешеходное пространство и границы жилых территорий, народ по-прежнему бунтует. Жители считают, что огромные деньги будут потрачены впустую, так как программа реконструкции вылетных магистралей не решает проблемы пробок. После строительства эстакад и тоннелей потребуется расширение дороги за пределами МКАД, расширение съездов на ТТК и хорды. В то же время количество автомобилей будет расти и дальше, заполняя свежепостроенные дороги. Кроме того, ухудшится ситуация на второстепенных улицах.
Есть ли альтернатива у тоннельно-эстакадного варианта реконструкции? Активисты протестного движения с подачи основателя «Городских проектов» Максима Каца предлагают пустить вдоль всего проспекта скоростной трамвай по разделительному газону. Стоить он будет в несколько раз меньше, чем строительство эстакад и тоннелей. В Департаменте транспорта заявили, что инициативу поддерживают: в ближайшие годы действительно планируется запустить скоростной трамвай от Калужской площади по Ленинскому проспекту с поворотом на улицу Островитянова и дальнейшим продолжением по Профсоюзной улице. К этому проекту Департамент рассчитывает привлечь частных инвесторов, ведь потратить на него придется не так уж мало – 100 млрд руб.
Комментарий
Максим Кац, общественный деятель, создатель «Городских проектов»:
– Самая главная ошибка всех, кто начинает думать о проблеме пробок, – это то, что трамвай мешает автомобилям и его нужно убрать. Сам тоже так сначала, пока не разобрался, думал. На самом деле скоростной трамвай увеличит пропускную способность улицы и привлечет к себе часть людей, которые сейчас передвигаются на автомобиле. Современная трамвайная система может перевозить до 15 тысяч человек в час по одной линии, а за это же время автомобильная полоса такой же ширины – до 1500 человек. Благодаря оттоку автомобилистов уменьшатся пробки и снизится загазованность всего проспекта, пешеходная зона станет пригодна к использованию, а пересекать проспект станет легче.
Вердикт
Сергей Настин, редактор:
– Цифры, которые приводит Кац, вызывают недоумение: сколько трамваев нужно пустить по ветке, чтобы они перевозили 15 тысяч человек в час? Например, использующийся в Волгограде скоростной трамвай вмещает 250 человек. Чтобы перевезти 15 тысяч потребуется 60 трамваев. По трамваю в минуту? Где вы такое видели? А если для пассажиров еще и наземных переходов к остановкам понаделать, для водителей наступит кромешный ад.
Кроме того, как показывает практика, пересаживаются с автомобилей на общественный транспорт москвичи неохотно. Как ни пытайся остановить процесс автомобилизации, он уже необратим. Тем более необоснованными кажутся претензии жителей, если учитывать, что проезжая часть при реконструкции Ленинского проспекта расширяться почти не будет – эстакады и тоннели должны сделать свое дело и без масштабного расширения дороги. Напомним, что Ленинский проспект и без того самая широкая улица Москвы после Ленинградского. В общем, недовольство жителей выглядит неуместным, так что нынешний проект скорее всего окажется окончательным.