В одну упряжку
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/ДВОЙНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ
В ОДНУ УПРЯЖКУ
ВОПРЕКИ КЛАССИКУ, ВПРЯГАЕМ МЫ КОНЯ И ТРЕПЕТНУЮ ЛАНЬ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНДРЕЙ СИДОРОВ
Новый GAZ 3110 и "Мерседес-Бенц 300Е" (W124) 1988 года рождения, появившись в автопарке ЗР почти одновременно, подвигли нас на смелое, а может быть, крамольное сравнение. Бессмысленно сопоставлять эти автомобили по комфорту, управляемости, динамике, и все же формально они соседи по европейскому классу Е. Мало того, "Волгу", как и любой наш автомобиль, после покупки доукомплектовывали (сигнализация, антикор, магнитола, коврики), так что по цене подготовленные к эксплуатации машины - и новый ГАЗ, и преклонного возраста "Мерседес" - оказались очень близки. Иномарка обошлась дороже всего-то на 4700 рублей, примерно 160 "зеленых".
Пока автомобили наматывали первые для "Волги" и очередные для "Мерседеса" 10 тысяч километров, мы скрупулезно фиксировали эксплуатационные расходы и заполняли страницы бортовых журналов (см. табл.). Кстати, по расходу топлива машины оказались близнецами - съедают в среднем по 13 л/100 км, и потому бензин в наших расчетах не фигурирует.
"Волга". Не то нам крупно повезло (стучим по столу), не то на ГАЗе действительно что-то меняется: худшие предсказания не сбылись. Помучив нас первые пару тысяч километров (ЗР, 2001, № 12), "Волга" ведет себя вполне степенно, как и подобает солидной, недешевой машине. Впрочем, частые непредвиденные отказы автомобиля, на ТО которого (с частотой 5 тысяч км!) истрачено более 8 тыс. рублей, выглядели бы совсем неприлично. Мы придерживаемся заводских правил и обслуживаем машину у дилера, чтобы хотя бы в период гарантии не тратиться на ремонт.
Поскольку специалисты СТО считают свечи А17ДВР предпочтительнее тех, что устанавливает завод (А14ДВР), мы согласились на замену при первом обслуживании. Новый комплект, отходив 8 тысяч, отправился в утиль по вине "левого" бензина: на изоляторах появились следы пробоев. Во время третьего ТО подрегулировали дроссельную заслонку. На сбросе газа, особенно после ерзанья в московских пробках, обороты двигателя падали очень низко, а иногда он и вовсе глох. Вмешательство моториста улучшило ситуацию, но сердце чует: датчик дроссельной заслонки рано или поздно придется менять.
От ламп модных противотуманных фар, вмонтированных в бампер, непропаянные провода отошли на третьей тысяче; еще через пять одна из замененных ламп перегорела. Добраться до сердца фары, не повредив хилые пружинки и ломкие ушки (и то и другое - "шедевр" конструкторской мысли), без подъемника нелегко. А на СТО ради замены лампочек не наездишься. Учитывая, что новая противотуманка стоит от 600 до 900 рублей, придется заняться самостоятельной модернизацией "шедевра".
За десять тысяч пробега в двигатель долили примерно 3 литра масла: сказались длинные поездки на высоких скоростях, в городе расход практически незаметен. Антифриз, несмотря на неоднократную протяжку системы охлаждения, понемногу куда-то исчезает. Так что "Тосол" - постоянная статья расходов. В графу "Прочее" (см. табл.) вошли мелочи, например, масло для промывки двигателя.
В общем, GAZ 3110, вопреки мнению "волгоненавистников", оказался пока довольно надежным. Но назвать "Волгу" дешевой в обслуживании язык не поворачивается. Если разделить затраты при плановых ТО на реальное время, проведенное автомобилем на сервисе, стоимость нормо-часа составит примерно 460 (!) рублей.
Суммируем траты на купленные запчасти и ТО и делим на пробег: каждый километр обошелся в 1,1 руб. Запоминаем и переходим к иномарке...
"Мерседес-Бенц". Предпродажный лоск с машины понемногу сошел (ЗР, 2001, № 7). Кое-где выступили царапины, до этого тщательно подретушированные автомобильным визажистом. Впрочем, особых опасений это не вызвало - под макияжем обнажился слой прочной грунтовки. Восстановить же былое сияние современной косметикой пара пустяков.
Сколько ни рассматривай подержанную машину при покупке, сколько ни прислушивайся к шорохам в двигателе - всего не увидишь и не услышишь. Только эксплуатация дает представление о коте в мешке, который покупали, как "Мерседес" в отличном состоянии".
Период безоблачного детства у нашего "трехсотого" остался далеко в прошлом. На одометре 200 тыс. км, что, впрочем, для такого автомобиля чуть ли не расцвет сил. Но реальный пробег, судя по заполированному рулю, промятому сиденью и двенадцати годам жизни, уж никак не меньше трехсот. Впрочем, за 5,6 тыс. "зеленых" вряд ли найдешь менее потрепанную машину с престижной трехлучевой звездой.
Первым делом занялись тем, что связано с безопасностью и надежностью. Заменили все тормозные колодки - их ресурс подходил к концу. Затем поставили новую шаровую опору передней подвески - старая, изрядно изношенная, иногда легонько постукивала. Полетели в металлолом передние пружины. Одна лопнула, а другую, разумеется, поменяли "за компанию". Заодно выяснили, что левому амортизатору тоже пора в утиль - разорились вновь на пару.
Бывший хозяин нашего "Мерседеса", как и многие владельцы машин с автоматическими коробками передач, напрочь забыл о существовании ручного тормоза. Пришлось раскошелиться на замену намертво закисшего троса. В копеечку обошлось стекло фары - дожидаться, когда потускнеет рассеиватель, не стали, новая фара дороже.
Теперь машину можно бы считать исправной: ее состояние не противоречит Правилам. Но кто знает, когда последний раз меняли масло в двигателе, коробке передач и гидроусилителе руля? Чтобы быть уверенным в автомобиле, лучше начать отсчет заново, не скупясь на свежие масла и фильтры.
В перспективе - замена или серьезный ремонт глушителя. Родной еще герметичен, но сильно трачен коррозией. Трещина на выпускном коллекторе пока не развивается и газов не пропускает. Впрочем, заварить ее не составит труда. Главная предстоящая инвестиция - в ремонт кондиционера. По утверждениям продавца машины, в алюминиевом радиаторе есть микротрещины и заправки хладагентом хватает на один сезон. Пока детальное обследование отложили. Кондиционер - игрушка дорогая, и если затраты на него будут сопоставимы с ценой автомобиля, обойдемся без этой приятной опции.
Итак, за 10 тыс. км "трехсотый" выудил из нашего кармана немало. Вновь беремся за калькулятор, чтобы подвести итог - эксплуатация обходилась в 1,6 руб./км. Причем мы значительно сэкономили, используя порой неоригинальные запчасти. Кроме того, в таблице не указана стоимость работ. Пока с "Мерседесом" справлялся техцентр ЗР. Для справки: знакомые гаражные умельцы запросили за все про все около 100 долларов; на фирменном сервисе ремонт обошелся бы раза в три дороже.
Соревнование двух систем. Оставляя записи в бортовых журналах и аккуратно подшивая чеки на запчасти, мы, разумеется, не сделали великих открытий.
Водитель "Волги" получил архаичную подвеску, не располагающую к быстрой езде, тугие педали и рычаг коробки передач, вялое рулевое. Однако при эксплуатации платит за это почти в полтора раза меньше, чем обладатель комфортабельного, мощного, престижного, но старого "Мерседеса". Кстати, набор запчастей, потребовавшихся "трехсотому", типичен для изрядно поездившей иномарки.
Начальная разница в стоимости машин за отчетный пробег заметно выросла. Пока именитый "трехсотый" явно проигрывает "барже" и вызывает резонный вопрос: стоит ли покупать за 5,5-6 тысяч долларов автомобиль класса Е?
Правда, в ближайшее время "немец" вполне может обойтись без крупных затрат (от кондиционера легко отказаться - в "Волге"-то его нет, но не дает покоя мысль: зачем тогда иномарка?), а за техническое обслуживание GAZ 3110 пока придется платить. Отказываться от посещения СТО в период гарантии рискованно - на газовском сервисе успели наслушаться та-а-ких историй...
Вероятность, что "Волга" довольно быстро догонит по расходам иномарку, конечно, велика, но пока автомобиль исправно работает, как бы показывая, что и дальше будет на равных спорить с импортными пенсионерами. Да и "Мерседес" нынче практически здоров. Спидометры отсчитывают очередные километры, а калькуляторы - расходы...
Главный тормозной цилиндр "Волги" заменили по гарантии. Основные расходные материалы, помимо бензина и масла, - "Тосол" и свечи.
Чтобы поставить "Мерседес" "на ноги", пришлось повозиться с подвеской. Кроме того, заменили тормозные колодки и рассеиватель фары.