Укрощение риска
СПОРТ
/ФОРМУЛА 1
УКРОЩЕНИЕ РИСКА
СРАВНЯЕТСЯ ЛИ ФОРМУЛА 1 ПО БЕЗОПАСНОСТИ С ФУТБОЛОМ?
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ
ФОТО / DPPI, ALLSPORT
Автогонки - опасный вид спорта, но не самый-самый. По числу несчастных случаев "на душу участников" они уступают, к примеру, альпинизму. Другой вопрос - резонанс. Восхождения на горные вершины совершают где-то далеко, без зрителей, без большой прессы, автомобильные же соревнования всегда на виду и на слуху миллионов. Каждый серьезный инцидент в гонках высокого уровня тут же вызывает бурную реакцию в мире.
Не будем все же говорить о том, что формула 1 как-то по-особому опасна. За всю 50-летнюю историю в списке ее жертв - 24 строчки. И пусть такое сравнение не совсем корректно: примерно столько же погибает в автокатастрофах на улицах Москвы за месяц! Это не вызывает ни ажиотажа, ни паники - "дело житейское", как сказал бы Карлсон. А вот имидж формулы 1, как состязаний самых лучших гонщиков мира на самых быстрых автомобилях, придает трагедиям воистину планетарный масштаб.
Последние строчки в черном списке занимают Роланд Ратценбергер и Айртон Сенна, погибшие в ходе Гран-при Сан-Марино 30 апреля и 1 мая 1994 года. Следствиями этих событий стали радикальные изменения всех правил формулы, продолжающиеся до сих пор.
Нелишне вспомнить, чем был вызван всплеск аварий в начале 94-го. Тогда чудом уцелели среди обломков своих машин Юрки-Ярви Лехто, Жан Алези, Рубенс Баррикелло, а Карл Вендлингер около месяца лежал в коме! Незадолго до этого ФИА запретила всю электронику, влияющую на устойчивость и управляемость машин, и внедрила дозаправки в ходе гонки. Скорости остались прежними, психологическое напряжение возросло при том, что автомобили стали менее послушны.
Начались поиски выхода из создавшегося положения. Первым этапом стало снижение скорости. Под "брюхом" болидов прописалась деревянная планка, существенно повышающая дорожный просвет и тем самым ухудшающая аэродинамику. На шинах появились продольные канавки, а объем моторов снизился с 3,5 до 3 литров. Изменились еще габариты машин, уменьшились размеры и площадь аэродинамических приспособлений.
Первый сезон по этим правилам поверг пилотов в ужас. Все как один жаловались: машину теперь еще труднее удержать на дороге, чем раньше! В самом деле, аварий не стало меньше, но вот опасные травмы стали редки - гонщики не доверяли капризным машинам и перестали ездить, что называется, за гранью риска.
Второй этап - совершенствование "жилого отсека" в автомобилях формулы 1. Упрочилась конструкция воздухозаборника, в кокпите нашли место для "хомута безопасности", защищающего голову гонщика. Теперь при перевороте пилот мог удариться головой о посторонний предмет только при каких-то совершенно необычных обстоятельствах.
Попутно ужесточали требования к автодромам. Реконструкции в последние годы подверглись все без исключения трассы Гран-при. Организаторы гонок "искривляли" или вовсе убирали скоростные повороты, расширяли зоны безопасности и гравийные "ловушки", ставили сотни дополнительных барьеров из покрышек, исключающих прямой удар о бетон. Португальский Гран-при вообще исчез из календаря чемпионата - не нашлось средств на улучшение Эшторила. Такая же участь грозит сегодня Интерлагосу - в 2003 году Бразилия рискует остаться без своего Гран-при. (На эту вакансию, к слову, претендует Россия, хотя трассу еще даже не начали строить.)
И что же получилось в итоге? Благодаря техническому прогрессу скорости мало-помалу вернулись на круги своя. В сезоне-2001 "феррари", "мак-ларены" и "вильямсы" побили почти все рекорды трасс, державшиеся с начала 90-х. С трех литров рабочего объема "снимают" уже не 800, а до 950 "лошадей" - уровень 1994 года. Самой серьезной за все эти годы стала, пожалуй, авария Михаэля Шумахера в 1999-м, в которой он сломал ногу. Лючано Бурти на Гран-при Бельгии прошлого года, пробивший стену покрышек на скорости 280 км/ч, отделался ушибами и сотрясением мозга.
Но точку ставить рано. Новую задачу подкинули Гран-при Италии 2000 и Австралии 2001 годов: обломки разбитых машин нанесли смертельные травмы тем, кто обслуживает гонки - пожарному и маршалу. Пилоты в жутких авариях, заметим, не пострадали. Вскоре после этого в конструкции болидов ввели новшество - прочные аварийные тросы, крепящие колеса к корпусу. А все хозяева трасс получили распоряжение сделать ограждения в опасных местах более высокими и надежными.
Что сегодня греет, ФИА взяла за правило креститься не только после, но и до того, как грянет гром. К примеру, обязали участников наполовину увеличить задние красные фонари, включающиеся в дождь. Им предполагали даже придать функцию стоп-сигнала. На последнем Гран-при Италии планировали провести "боевые испытания", но в последний момент передумали. Отказ стоп-сигнала в ходе гонки мог привести к тому, что идущий сзади гонщик не "уловит" момента начала торможения.
Примеров повышения безопасности в формуле 1 десятки за последние годы. Это и ограничение скорости на пит-лайн, и специальные огнеупорные "скафандры" для механиков-топливозаправщиков, и обязательные крэш-тесты для каждой новой модели! Автомобили, вступающие в чемпионат 2002 года, должны пройти еще один, дополнительный крэш-тест - испытание задней части на боковые нагрузки.
Наконец, с этого года на 20% увеличилась площадь зеркала заднего вида. Пустячок, который позволит пилоту чуточку больше видеть. Что ж, именно мелкими штрихами рисуют большие картины. Может статься, что еще через несколько лет формула 1 будет не более опасной, чем футбол и фигурное катание. Президент ФИА Макс Мосли недавно обмолвился, что 900 лошадиных сил - это слишком много. По его мнению, автомобилю формулы 1 вполне хватило бы 600-700.
В большинстве современных аварий гонщики отделываются синяками, а в "скорой помощи" нуждаются только автомобили.
Самой опасной трассой сегодня является самая... медленная. На улицах Монте-Карло нет места для гравийных "ловушек", а "амортизирующие" барьеры слишком тонки.
Ходят слухи о предстоящем увеличении числа канавок на протекторе шин.
Гонщик прочно закреплен ремнями внутри несгибаемого "кокона". Голова, помимо шлема, защищена толстым "воротником" из ударопрочного пористого материала.