Три тысячи лье по земле

ТРИ ТЫСЯЧИ ЛЬЕ ПО ЗЕМЛЕ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/БЫЛОЕ

ТРИ ТЫСЯЧИ ЛЬЕ ПО ЗЕМЛЕ

ПЕРВОМУ ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНОМУ РАЛЛИ-РЕЙДУ - 95 ЛЕТ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Во всем виноваты журналисты. Это они, следуя профессиональному приему - если сенсации нет, ее надо придумать, - затеяли невиданное авантюрное путешествие.

В начале прошлого века парижская газета "Ле Матэн" переживала не лучшие времена: тираж падал. Как вернуть избалованных читателей и привлечь новых? Требовалось что-то особенное, что называется из ряда вон. И вот 31 января 1907 года в газете появился набранный огромными буквами анонс: "Кто готов проехать летом от Парижа до Пекина на автомобиле?"

Достойная пера Жюля Верна идея пересечь Китай, Монголию и Сибирь на авто на удивление быстро нашла отклик у искателей приключений. Первым отозвался маркиз де Дион: "Я, конечно, принимаю вызов, лишь бы нашелся соперник", - основатель уже известной в те годы компании не собирался бороздить пески Азии, но он прекрасно понимал, какой рекламный эффект может иметь пробег. Скоро появились и конкуренты.

Шипионе Боргезе - отпрыск знаменитого итальянского рода, альпинист и наездник (говорили, что во всей Европе лучшего объездчика лошадей не сыскать) - заказал машину у известной туринской фирмы "Итала". Следом за Боргезе стартовые 2000 франков внес бывший жокей Шарль Годар. Он решил участвовать в марафоне на голландском "Спикере-12/16 НР". Еще двоих - Огюста Пона и Октава Фуко, собиравшихся штурмовать неезженые тропы на шестисильном трехколесном "Контале", читатели "Ле Матэн" небезосновательно посчитали отпетыми романтиками.

Лучше всех подготовился Боргезе - его трехместная "Итала" с 45-сильным двигателем на хорошей дороге разгонялась до 90 км/ч. Фирма "Пирелли" снабдила путешественника специальными высокопрочными шинами. В экипаж входили Этторе Гицарди и Луиджи Барзини. Последний - корреспондент итальянской газеты "Корьерре дела сера" и британской "Дейли телеграф".

Честь "Де Дион-Бутон" защищали два экипажа. Жорж Кормье ехал с журналистом Эдгаром Лонюни, который писал для итальянской "Иль Секоло" и английской "Трибьюн". Водителем второго автомобиля стал Виктор Колиньон, а механиком - Жан Бизак. В их распоряжение фирма предоставила машины с двухцилиндровыми моторами мощностью 10 л. с. Естественно, среди участников пробега был и журналист из "Ле Матэн" Жан дю Таи - он вошел в экипаж Годара на 15-сильном "Спикере". Среди стартовавших не оказалось профессионалов. Впрочем, в те годы даже профессию шофера относили к экзотической, а специалистов по ралли-рейдам не было и в помине.

Намеченное направление пробега пришлось изменить на прямо противоположное. Стартуя в Париже, путешественники рисковали приехать в Китай в сезон дождей, когда не то что ездить - ходить по проселкам Поднебесной сложно. Устроители решили перенести старт в Пекин. Кстати, поначалу правительство Китая отнеслось к затее более чем прохладно. Помогло лишь вмешательство глав европейских, в том числе российской, дипломатических миссий.

Машины и экипажи морем добрались в Шанхай, а оттуда 25 мая своим ходом прибыли в Пекин. Две недели ушло на подготовку к пробегу и знакомство с диковинной страной. В роли экскурсовода выступал Боргезе - он уже бывал в Китае. 10 июня при огромном скоплении любопытных, провожаемые кавалеристами французского колониального полка, смельчаки отправились в путь протяженностью около 16 тысяч километров (или "по-жюльверновски" 3 тысячи лье).

Начавшиеся вопреки "расписанию" дожди сделали китайские направления практически непроезжими. Выручали лошадиные и человеческие силы. Китайцы и монголы, с чувством превосходства над чужаками, вытаскивали смешные тарахтящие и дымящие повозки из жидкой грязи. Глину сменил песок пустыни Гоби, где колеса вязли по самые ступицы. Измученные жарой, выталкивая машины из песчаных ловушек и доливая воду в радиаторы у каждого колодца, путешественники все же не сдавались. Лишь экипаж слабенького "Конталя" прекратил борьбу.

Вперед на крепкой мощной "Итале" с помощью трех человеческих сил вышел экипаж Боргезе. Получив в приграничной Кяхте разрешение на проезд, итальянцы, ориентируясь в основном по телеграфным проводам, въехали в огромную Российскую Империю. Русские крестьяне встречали невиданный экипаж с изумлением, а иногда с опаской. Один сельский священник "приветствовал" итальянцев иконой и возгласом: "Изыди, сатана!".

У Байкала под тяжелой "Италой" рухнул шаткий мост. К счастью, ни автомобиль, ни путешественники серьезно не пострадали. Чтобы поднять машину, ее пришлось частично разобрать. Но эта работа экипажу была привычна: "Италу" таким образом вызволяли из грязевого и песчаного плена. Дальше, получив специальное разрешение властей, итальянцы поехали по Транссибирской железнодорожной магистрали. Трястись по шпалам со скоростью 10-15 км/ч, пропуская нечастые поезда, было все-таки надежнее.

Первым крупным российским городом на трассе пробега стал Иркутск. Автомобилистов торжественно встречали члены общества... велосипедистов. Автолюбителей в Иркутске еще не было. Отужинав, переночевав с комфортом и посетив гордость местных велосипедистов - "циклодром", Боргезе и его спутники отправились в путь. Остальные экипажи прибыли в Иркутск лишь двумя сутками позже.

Дороги стали немного лучше, и перед Омском "Итала" обгоняла соперников уже на две недели. Слабенькие "де дионы" отставали, а у "Спикера" сначала отказало магнето (его отремонтировали в Томском университете), затем вышла из строя задняя ось. Эту деталь пришлось везти из Голландии. Боргезе же в основном менял шины: их хватало примерно на 4000 км, а пара прошла неслыханные в те времена 8000. Однако вскоре итальянскому экипажу стало досаждать колесо, поврежденное еще у злополучного моста. Рассыхающиеся деревянные спицы норовили выпасть из обода. На ночь колесо носили распаривать... в бани, но такого ремонта хватало на несколько часов. Где-то перед Казанью колесо по существу развалилось. Выручил деревенский мастер, за день сделавший точную копию итальянской детали. Передавая ее, умелец, чье имя история, увы, не сохранила, совсем по-гоголевски заверил, что "до Москвы колесо доедет". Оно докатилось до финиша, а потом и до Турина, где поныне хранится вместе со знаменитой "Италой" в музее.

Перед Москвой, куда путешественники прибыли 27 июля, и Петербургом Боргезе встречали толпы восхищенных болельщиков. А немногочисленные, зато одержимые самобеглыми колясками автомобилисты провожали итальянский экипаж на своих машинах.

По гладким европейским дорогам "Итала" ехала с ветерком. Уже 10 августа Боргезе, Гицарди и Барзини въехали в Париж. Итальянцы удивили даже самых заядлых оптимистов. Ведь руководство "Ле Матэн" рассчитывало, что пробег продлится с полгода. На улицах "столицы мира" победителей встречали болельщики, их эскортировали конные национальные гвардейцы, а расторопный представитель "Италы" во Франции пристроил в хвост "боевому" автомобилю три серийных аналога. Счастливые путешественники финишировали у здания редакции газеты, чье название знали теперь во всем мире. Остальные машины прибыли в Париж почти через три недели...

Ни инициаторы, ни участники пробега Пекин-Париж, конечно, не предполагали, что их путешествие станет лишь первым в ряду многочисленных тысячекилометровых автомобильных марафонов - ралли-рейдов. По сей день покорители бездорожья - теперь это натренированные профессионалы на специально подготовленных мощных машинах - заражены парижским вирусом, которому ныне 95 лет!

Огюст Пон, Октав Фуко и шестисильный "Конталь" не смогли покорить просторы Азии.

"Спикер-12/16 НР" под управлением Шарля Годара все-таки доехал до финиша.

."Де Дион-Бутоны 10 НР" на въезде в Иркутск.

На этом сибирском мосту пробег для "Италы" едва не закончился.

"Итала" на шпалах Транссибирской железной дороги.

16-тысячекилометровый маршрут ралли-рейда 1907 г.

Вопреки всем прогнозам победители финишировали в Париже уже 10 августа.

Подпишитесь на «За рулем» в