По льду и снегу
Вопрос о применении зимних шин для коммерческого транспорта активно обсуждался во время интенсивных снегопадов прошлого года, когда намертво встала трасса Москва – Санк-Петербург. То, что коммерческий транспорт кардинально отличается от легкового, в том числе по такому вопросу, как использование специальной, соответствующей сезону эксплуатации резины, похоже, знали не все.
Слепо ориентироваться на северные европейские страны или государства, имеющие дорожную сеть с большим перепадом высот (горы) и законодательно обязывающие перевозчиков переобувать грузовики в зимнюю резину или иметь с собой комплекты цепей противоскольжения, мы также не можем. Россия огромна. Средняя температура зимой в ее северных и южных областях различается в разы. В разы отличается и протяженность дорог, которые зимой необходимо чистить, чтобы машины могли по ним передвигаться.
В той же Европе, которая размером с овечью шкуру, это сделать не сложно. В России же «пролеты» между городами зачастую перекрывают по длине или ширине некоторые европейские страны. Да и снегопады у нас не чета тем, что идут в Старом Свете. Именно с учетом нашей специфики и был подготовлен центральный материал в журнале «Рейс» №9-2011 г. «Зима рассудит», в котором мы подробно осветили все нюансы использования зимних шин на коммерческом транспорте и подняли вопрос актуальности зимней резины для российских транспортников. Сегодня, когда предложения простых решений избавления от «снежных коллапсов» поутихли, мы вновь трезво смотрим на ситуацию и, не меняя ранее сделанных выводов, вносим небольшое дополнение к теме зимних шин и их применению в условиях России. Дополнение не от теоретиков, а практиков (что особо ценно), проверивших на себе отечественные зимние шины.
Рынок зимних шин, предназначенных для коммерческого транспорта, в основном между собой делят иностранные производители. Российские шинники только «наращивают мышцу», разрабатывая адаптированные под зимние условия эксплуатации покрышки. Однако умалять их успехи в данном виде деятельности было бы неправильно, тем более что они есть.
Так, в линейке перспективных шин КАМА уже есть модели (находятся в разработке), которые имеют так называемый фрикционный тип протектора, характеризующийся не только большим числом ламелей, но и более мягкой резиновой смесью. В линейке восстановленных шин стоит отметить шину Bontyre DW-720, предназначенную специально для зимней эксплуатации. Ее протектор разделен на блоки, каждый из которых состоит из самораскрывающихся 3D-ламелей, что обеспечивает хорошее сцепление с заснеженным и обледенелым дорожным полотном. Для обеспечения хорошей самоочищаемости протектора в его конструкцию ввели межблочные дорожки конической формы. Особое внимание было уделено выбору резиновой смеси, которая остается эластичной при низких температурах. Для модели Bontyre DW-720 была выбрана смесь компании Kraiburg (Австрия), созданная специально для производства зимних шин. Стоимость такой шины в типоразмере 315/70R-22,5 составляет 10 980 рублей.