Питерское чучело
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ПИТЕРСКОЕ ЧУЧЕЛО
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ИЗ ОБЫЧНОГО РАДАРА
ТЕКСТ / АРКАДИЙ КОЗЛОВ
Излюбленный прием многих сотрудников ДПС, вооруженных радаром, - засада в ясный солнечный день на свеженьком шоссе с оставшимися от прошлогоднего ремонта знаками "сорок" и "дорожные работы". Именно такие, с позволения сказать, стражи порядка сильно недолюбливают радар-детекторы (они же в народе - "антирадары"). Борьба инспектора с водителем здесь сильно напоминает обмен хитростями Братца Лиса с Братцем Кроликом. В ход идет искусная маскировка под придорожный куст, замер скорости одиночными "выстрелами" (чтобы антирадар не успел "засечь" сигнал) и т. д. Автомобилисты, в свою очередь, предупреждают о засаде миганием фар, вооружаются все более дорогими и совершенными радар-детекторами, прибегают к другим уловкам.
Но, согласимся: не всегда дорожные знаки висят просто так, для украшения ландшафта - многие из них буквально выстраданы авариями. Между тем самоуверенный водитель не берет это в расчет и беззаботно пренебрегает опасностью. Но едва пискнет антирадар в салоне - он тут же превращается в пай-мальчика: аккуратно соблюдает разметку, требования знаков. Значит, радар - не только средство добычи масла на хлеб насущный, а еще и весьма эффективное профилактическое средство. Именно поэтому антирадары на Западе, как правило, приветствуются.
А что, если на самом опасном участке оставить постоянно включенный радар, без инспектора? Пусть себе работает круглые сутки - глядишь, водители начнут осторожничать и аварийность снизится. Сказано - сделано, причем в фирме "Ольвия" (Санкт-Петербург), выпускающей радары. Суть идеи "обманки" проста: вместо радара - вещи весьма дорогой - на дорогу устанавливают дешевый, простой и надежный прибор, который только и может, что посылать в эфир сигнал частотой 10,5 ГГц. Радар-детектор отреагирует на него как на настоящий локатор, работающий в Х-диапазоне, и водитель решит, что впереди засада. Для большего эффекта маленькую коробочку имитатора радара прикрепили на спину плоского манекена - цветной фотографии инспектора в полный рост (позировал настоящий сотрудник ГИБДД Дима Бондаренко). Приборчик работает от обычных пальчиковых батареек. В питерской ГИБДД два таких манекена. Их ставят в разные места, обычно туда, где можно изредка поглядывать, чтоб не стащили или глаза не выкололи. А инспекторы новинкой довольны: число ДТП здесь снижается.
Не исключено, что умение прикинуться инспектором станет не единственной задачей имитатора. Если его немного доработать, аппарат сможет посылать в эфир настоящие сообщения, типа "впереди дорожные работы" или "впереди авария" и т. д. Многие антирадары "понимают" такие сигналы и могут предупредить своего хозяина (в США это весьма распространено).
На базе элементов радара разработан прибор под названием "Спектр". Это локатор, определяющий количество и размеры автомобилей на заданной площади. Внутри небольшой коробочки радар, память и микропроцессор. Если разместить его у дороги, "Спектр" подсчитает, когда, сколько и каких машин (легковых, грузовых, автобусов) проехало через участок. Данные можно "скачать" в компьютер, скажем, раз в месяц, и узнать загруженность дороги в разное время и дни недели, среднюю скорость автомобилей. Такая информация ох как нужна службе организации движения!
Если установить "спектры" метрах в ста перед перекрестком, можно заставить работать светофор в разных режимах, в зависимости от загруженности улиц (подключение к контроллеру светофора в конструкции прибора уже есть).
Коробочка имитатора чуть больше пачки сигарет.
Так выглядит "Спектр".
Манекен в деле.
Слева - конструктор Алексей Сизов, справа - манекен.