Покупаем подержанный автомобиль: меньшее из трех зол
Любителям авантюр
Старый и проверенный способ – найти машину по объявлению в газете или в Интернете, договориться с владельцем и оформить сделку в комиссионке. Главное преимущество такого варианта – возможность выгодно приобрести автомобиль.
Продавец-частник, если он не профессиональный торгаш, как правило, объявляет изначально реальную цену. Особенно если продажа машины завязана по времени с какими-то другими финансовыми сделками. Например, с покупкой нового автомобиля, деньги за который надо внести к определенному сроку. Кроме того, у подержанного авто почти всегда есть какие-то недостатки. Для большинства владельцев проще предоставить на них скидку, нежели заниматься предпродажной подготовкой.
Но найти хорошую машину за хорошие деньги не так-то просто. Выгодные предложения успевают перехватить ушлые перекупщики, которые слетаются на добычу в первый же час после выхода объявления. Они берут машину по генеральной доверенности, при необходимости “по-быстрому” устраняют недостатки, после чего выставляют ее по максимально возможной цене.
Кроме того, при проведении частной сделки есть риск нарваться на разбой или мошенничество – получить по голове либо просто остаться без денег и машины. В общем, покупка с рук может оказаться выгодной, но это авантюра – хлопотная и небезопасная.
Цены – выше, гарантий – никаких
Неудивительно, что многие предпочитают салон, где можно без суеты выбрать машину (зачастую из нескольких аналогичных) и в спокойной обстановке оформить сделку. Это – сервис, который стоит денег. Поэтому как бутылка колы в ресторане стоит дороже, чем в ларьке напротив, так и цены автомобилей в салонах обычно выше, чем на свободном рынке. Но покупателей это не останавливает. Многие готовы переплатить – лишь бы получить юридически и технически беспроблемный автомобиль. Увы, но вывеска “Автосалон” сама по себе ничего не гарантирует.
Раньше королями вторичного рынка были “серые” салоны, специализирующиеся на привезенном из-за границы сэконд-хэнде. Однако сейчас работать по-белому “серым” становится все труднее. Хороший сэконд-хэнд из Европы при нынешнем курсе валют стал неоправданно дорогим. “Американку” многие не хотят брать принципиально. За океаном автобизнес построен на том, что крупный покупатель получает более выгодную цену. Поэтому сэконд-хэнд из Америки продают в основном не частники, а салоны, способные закупать партии машин. Но зачастую в них представлен ОТКРОВЕННЫЙ ХЛАМ. Проверка по “карфаксу” выдает “подводное” или аварийное прошлое, а машина выставлена на площадке в первом ряду…
Маршруты сэконд-хэнда из Германии обычно проходят через Прибалтийские страны. При этом в документах страну вывоза транспортного средства определяет таможенник, “выбор” которого, сами знаете, от чего зависит. Законопослушному гражданину в эту графу вобьют “Литва”, даже если он пролетел через страну транзитом за одну ночь. Профессиональный же перегонщик может ввезти в Литву разбитую под списание машину, восстановить ее там “на продажу”, при этом в документах и объявлении о продаже автомобиль будет числиться пришедшим из Германии.
Машины с российской пропиской в “серые” салоны сдают неохотно. Если уж человек готов делиться с посредником, он скорее отдаст машину официальному дилеру по системе трейд-ин, чтобы без волокиты и передачи денег из рук в руки пересесть на новый автомобиль.
При этом, в отличие от перегонщика-частника, “серый” салон за $1000–1500 с машины работать не будет. А чтобы в нынешней ситуации зарабатывать по $3000–4000, приходится и пробег в 2–3 раза скручивать, и аварийные машины брать, и “утопленников”.
Более того, отдать заведомо проблемный автомобиль через салон для продавца безопаснее, нежели частным образом. Вот, скажем, перегонщик взял в Германии 4-годовалый “Паджеро” с пробегом в 240 000 км. Поскольку машину отдавали дешево, он планировал “крутануть” пробег и “срубить по-легкому 3–4 штуки”. Но пока гнал машину, понял, что предыдущий владелец укатал “Мицубиси” до полусмерти. Поэтому решил умерить аппетит до $1000 и продать его через салон. В результате в салоне поставили на одометре 112 тысяч (пробег более 100 000 км подразумевает износ техники) и подняли цену еще на $4000.
Конечно, не все “серые” работают настолько грязно. Некоторые держат заведомо высокие цены, но при этом отвечают за качество товара. И все же вероятность нарваться на машину с проблемами в “сером” салоне весьма велика – ничуть не меньше, чем при покупке частным образом.
Первый шаг к цивилизованному рынку
В настоящее время активно развивается система трейд-ин – когда официальный дилер принимает у покупателя старый автомобиль в зачет стоимости нового. Это наиболее цивилизованный и надежный способ. Будучи партнерами автомобильных компаний, “официалы” привыкли работать корректно и дорожить своим именем. Кроме того, желающих обменять машину по трейд-ину сейчас хватает, поэтому они могут позволить себе принимать на комиссию только юридически и технически беспроблемные автомобили. Плюс – проводить качественную предпродажную подготовку в собственных техцентрах.
Кроме того, дилеры, как правило, предоставляют покупателю допсоглашение, в котором прописаны гарантии юридической чистоты автомобиля. Плюс – результаты комплексной технической диагностики и сервисную историю, если машина была куплена в России новой и у них обслуживалась.
Да и цены в салонах официальных дилеров, активно практикующих трейд-ин, как правило, привлекательные. Они стараются “подвинуть” по цене продавца, чтобы на выходе стоимость автомобиля получилась среднерыночной, и он продался как можно быстрее. Для покупателя это выгодно. Но чтобы поймать хорошую машину, надо договариваться с менеджером либо дежурить у ворот с пачкой денег в кармане. Такие автомобили зачастую продаются за один день.
Впрочем, “официалов” тоже не стоит идеализировать. Допустим, к дилеру пришел “начальник транспортного цеха”, который готов купить для своего банка три новых “Ауди-А8”. Но при условии, что салон возьмется выгодно продать его собственный автомобиль с уничтоженным коррозией номером двигателя и халтурно восстановленным после сильного удара кузовом. Вы думаете, руководителю комиссионного отдела позволят не принять эту машину? Вопрос лишь в том, по какой цене ее будут продавать и насколько правдиво расскажут покупателю о недостатках.
Качество предпродажной подготовки тоже зависит от добросовестности дилера. Вот ситуация из жизни: дама сдала в трейд-ин 3-годовалый “Рено-Меган” с пробегом в 61 000 км. Приемщик заявил, что автомобиль будет выставлен на продажу при условии замены тормозных колодок и дисков, плюс проведения 60-тысячного ТО, на котором положено обновлять ремень ГРМ двигателя. Соответственно, зачетная цена машины была снижена на стоимость этих работ.
И вот “Меган” появился в продаже. Менеджер особо подчеркивал, что автомобиль прошел полное 60-тысячное ТО с предпродажной подготовкой и в ближайшие 15 000 км вложений не потребует. В подтверждение он показал свежее масло на щупе двигателя, новые фильтры и тормозные колодки.
Однако все “расходники” оказались неоригинальными, а колодки были установлены на изношенные, так и не замененные передние диски. Как вы понимаете, прослужат они недолго. На вопрос о ремне ГРМ продавец, не моргнув глазом выдал: обычно его меняют на 90 тысячах, но для подстраховки можно и раньше. А еще в багажнике оказалась старая “запаска” вместо новой, ни разу не использованной…
Не автосалон, а комиссионный магазин
Вы скажете: как же так? Даже “серый” салон – это торговая организация, которую можно привлечь к ответственности… Да в том-то и дело, что не торговая организация. Наше налоговое законодательство не поощряет продажу подержанных автомобилей по юридически прозрачной схеме, когда в роли продавца выступает от собственного имени юридическое лицо, имеющее лицензию на право торговли автотранспортными средствами.
Поэтому вторичный рынок в России стал теневым, и сегодня автосалоны осуществляют комиссионную продажу подержанных автомобилей, принимая их на реализацию от фактических владельцев или подставных лиц – на жаргоне перегонщиков “пингвинов”. А когда гражданин Иванов через комиссионный магазин продает машину гражданину Петрову, юридически нет никакой разницы, где она находилась во время заключения сделки – на площадке с вывеской “Автосалон” или на дороге возле тротуара.
Теоретически существуют Закон о защите прав потребителей и Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, которые позволяют призвать к ответственности как магазин, так и бывшего владельца. Но как показывает практика, оспаривать техническое состояние подержанного автомобиля довольно сложно – реально отсуживаются только юридически проблемные сделки. Поэтому услуги по оформлению документов стоят так дешево, а сотрудники комиссионок зачастую даже не выходят осматривать автомобиль.
Зачем себя утруждать, если заниженная цена автомобиля является лучшей защитой от возможных претензий. Поскольку с большей суммы продавец должен заплатить налог либо доказать, что купил машину дороже, чем продает, комиссионки стараются указывать именно эти цифры. Естественно, покупатель не будет требовать возврата через суд сотни тысяч, если на самом деле заплатил миллион. Конечно, вы можете настаивать на указании полной суммы. Но если это не трейд-ин, вам наверняка порекомендуют искать другую машину в другом месте.
Не валяй дурака – купи новую
Продажа подержанных автомобилей во всем мире считается криминогенным бизнесом. А уж в России безнаказанно обманывать покупателя может кто угодно – и частный владелец, продающий собственную машину, и барыга-перекупщик, и респектабельный вроде бы автосалон.
Поэтому попробуйте объяснить себе (желательно с калькулятором в руках), зачем вы покупаете 3-годовалую “Короллу” вместо нового “Лачетти” или 3-годовалый “Ауди-А6” вместо новой “Кэмри”. Мало того, что это рискованно, так подержанные автомобили в России еще и крайне невыгодны. В наших условиях физически они стареют очень быстро, а дешевеют почему-то очень медленно. Но это уже совсем другая история.