Ты один не умывался
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/ВЫБОР
ТЫ ОДИН НЕ УМЫВАЛСЯ
ГДЕ ПОМЫТЬ МАШИНУ
ТЕКСТ /АРКАДИЙ КОЗЛОВ
ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ, АРКАДИЙ КОЗЛОВ
Как бы ни было лень, а машину мыть все же приходится. У жителя крупного города есть выбор: можно податься на автоматическую или ручную мойку, обратиться к вездесущим мальчишкам с ведрами и тряпками вдоль дороги, наконец, самому помыть машину - во дворе, на родной автобазе, заводе, складе и т.д. Однако платить придется за все: если не за мойку, то штраф - мыть автомобили на улицах города запрещено.
Автомоек сейчас в крупных городах немало. В одной только Москве - около семисот. Есть плохие и хорошие, дешевые и дорогие. От 80 рублей за "девятку" до очень высоких цен, но в среднем чистота кузова обойдется в 100-120 рублей (расценки напрямую зависят от близости к центру).
Машине на пользу только аккуратная и квалифицированная мойка. Небрежность в таком, казалось бы, нехитром деле может обернуться царапинами, потерей блеска, треснувшим стеклом и прочими неприятностями. Чтобы этого не произошло, попробуем разобраться в тонкостях вопроса.
ВРУЧНУЮ - ЛУЧШЕ!
Большинство моек бывает двух видов: портальные автоматические или высокого давления - ручные. На первых машину моет и сушит автоматика (ЗР, 2002, № 1, с. 176). Преимущество у нее одно - высокая скорость. Ну а если важна не быстрота, а качество? Как раз им-то портал похвастать не может. Щетки оставляют грязные пятна в углублениях, под бампером, их жесткая щетина безжалостно трет бока автомобиля и, снимая грязь, царапает покрытие. Даже самые современные мягкие щетки или поролоновые полосы все же грубее ручной мойки. К тому же время от времени их надо менять, но иные владельцы порталов не торопятся: щетки, даже набравшие песок и грязь, выглядят как новые.
Как бережливые автовладельцы, мы выбираем ручную мойку. Здесь все вроде бы просто: вода под давлением сбивает с машины грязь, после чего наносят шампунь, смывают его и сушат автомобиль. И все же простота процедуры во многом кажущаяся. Начать хотя бы с воды. На мойках она оборотная. Это значит, что грязная вода очищается тут же и вновь подается в аппараты высокого давления. Очистить воду в таких маленьких объемах дорого и хлопотно. Нужны специальные емкости, отстойники, химикаты, фильтры. Песок в воде вряд ли окажется - от него выйдут из строя моечные агрегаты. А вот химикаты, смытые с предыдущих машин, могут остаться. Увидеть, какая вода хлещет из моечного пистолета - чистая или нет, невозможно. Мало того: она не должна быть жесткой (с небольшим содержанием солей) - именно в такой шампуни работают лучше всего. Оптимальная температура воды для мойки - около 30°С, давление - 150 бар. Кипяток, конечно, лучше сбивает грязь с кузова. Но лакокрасочное покрытие от резких перепадов температур портится, а сколы могут вырастать в размерах.
Шампунь по правилам наносится специальной поролоновой губкой, с крупными глубокими порами, или мягкой щеткой. Грязная, изодранная губка, уже набравшая песка, не годится. Шампунь должен быть специальный, автомобильный. В бытовых моющих средствах, как известно, содержатся щелочь и другие активные химикаты. Грязь они удалят, но могут повредить краску. В составе автошампуня есть все для защиты покрытия, даже воск (обычно синтетический).
Тряпка при сушке должна касаться кузова через скользкую прослойку шампуня, чтобы не появилось мелких царапин. По правилам она непременно замшевая (или специальная синтетическая) - замша хорошо полирует и вбирает в себя остатки пыли. При смывании шампуня только ленивые мойщики экономят воду. Они-то прекрасно знают, что воск останется даже после водяного пистолета. На одну машину нужно не менее 60 литров воды - тогда будет толк.
АППАРАТЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
Неважно, будет ли это итальянская "Портотехника" (Рortotecnica), немецкие "Керхер" (Ka..rcher) и "Крензле" (Kranzle) или любой другой. Главное, чтобы он был не бытовым, а профессиональным или даже промышленным. Бытовые не рассчитаны на длительную работу. Давление и расход воды у них обычно низкие, и чтобы сбить всю грязь и песок, приходится работать долго. Но десять минут обливать машину никто не будет, стало быть, песок попросту разотрут губками по кузову.
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ
ХОРОШАЯ МОЙКА?
Побывав на полусотне самых разных "объектов", мы пришли к таким выводам: не обязательно сияющей новой отделкой, но непременно чистой и светлой. Оборудование - только профессиональное. Отличить его просто: обычно на корпусе красуется указатель давления (оно - не менее 150 бар), пистолет стальной, лучше с защитным кожухом на наконечнике (пластиковый - скорее всего бытовой). Хорошее давление видно и на глаз: мойщик непроизвольно держит пистолет в 40-50 см от поверхности кузова.
Чтобы разузнать, чистая ли вода, можно схитрить. Попросите наполнить пластиковую бутылку для своих нужд (скажем, помыть руки) прямо из пистолета. Если вода прозрачна, без явных запахов и взвеси - все в порядке.
На хорошей мойке согласятся работать с вашим шампунем, губками, тряпками. Более того - снизят цену. Сами работники здесь вежливы, предупредительны. Если мойщики или клерки у кассы не уделяют вам внимания, заняты своими делами, значит, вы и ваши деньги им не нужны - хлопайте дверью. Должны насторожить слишком высокие (хозяин - обыкновенный рвач) или низкие (не исключено, что машину помоют "Фейри" с грязной водой) цены.
Очень важно - как выглядит мойщик. Если это что-то немытое и небритое, в грязной засаленной одежде, оставаться тут не стоит. Хороший мойщик будет чист, ухожен, бодр. Лучшая одежда - специальный непромокаемый комбинезон. Если его нет, сойдет любая, но только без пуговиц и стальных молний - ими можно поцарапать машину.
Внешний вид - полдела. Обратим внимание, как мойщики сбивают грязь. Начинать всегда нужно сверху, постепенно спускаясь вниз. С крыши через стекла, капот и двери - к бамперу и колесам. Иначе на кузов непременно попадет песок. Мыть машину шампунем надо так же: сверху вниз. Колеса всегда оставляют под конец. Если последовательность не соблюдается - лучше забыть раз и навсегда дорогу к этой мойке.
Профессионал должен суметь вымыть и высушить кузов всего за десять минут - таков норматив. Только сдав его, ученик становится рабочим с соответствующей зарплатой. Если два человека тратят на мойку кузова с ковриками и порогами 10-15 минут, это неплохо. Если меньше и с хорошим качеством - отлично. Больше - это неумехи!
ТЫ МЕНЯ УВАЖАЕШЬ?
На этом можно и закончить, если бы не одно "но". Радушие, вежливость персонала мойки должны, естественно, вызвать такое же отношение и с нашей стороны. Это бывает не всегда. Ответим улыбкой на улыбку, не станем стоять над душой у человека, когда он занят делом - это никому не приятно. Не будем бросать небрежно через плечо "снаружи и внутри", а скажем: "кузов, коврики, пороги". Мойщик работает в напряженном темпе, незачем тратить его рабочее время (которое деньги) на уточнения. А в общем, вымоем машины, несмотря на лень. Красота - тоже сила!
Стальной профессиональный пистолет - вверху, бытовой пластиковый - внизу.
Температуру нагрева можно увидеть на панели.
Перво-наперво надо сбить грязь. Обратите внимание на форму водяного факела и расстояние от сопла пистолета до кузова.
Шампунь наносят большой пористой губкой сверху вниз. Сначала крыша и стекла.
Бампер моют после дверей и капота, а колеса - в самом конце.
Смывают шампунь тоже сверху вниз.
Рамки дверей положено мыть вместе с кузовом.
После сушки - машина засверкала.
Для чистки сидений должен быть моющий пылесос или пылеводосос,
а для приборной панели - специальные жидкости и кисти.
На ул. Башиловской, при автосервисе "Мобил" мойка удивила безразличием к клиентам, занятостью работниц своими делами и ценами вдвое выше средних (мойка кузова - 200 руб.).
Мойку на ул. Дубнинской по-настоящему можно назвать хорошей. Моют на совесть и быстро. Всюду порядок, чистота, небольшой магазин с шампунями, полиролями и прочей автохимией. Предлагают мелкие дополнительные услуги, система скидок постоянным клиентам. Можно рассчитаться кредитной карточкой. Цена соответствует местоположению - 130 рублей мойка кузова, включая коврики и пороги.
Набережная Ганнушкина. Эта скромная мойка понравилась больше других, хотя помещение уже требует ремонта. Все оборудование в отличном состоянии, персонал приветлив, одет в форму. Цена, несмотря на близость к центру, - 100 руб.
Дмитровское шоссе. Обыкновенная мойка, каких сотни. Работают молодые веселые парни. Оборудование неновое, но вполне работоспособное. Спецодежды нет. Мойка кузова - 110 рублей.
РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ФИРМУ "КОСМЕТИКСАВТО" ЗА ТЕХНИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ.