Рейд по маршрутным «бомбилам»
100 тыс. руб., вплоть до конфискации ТС
Конспирация абсолютная: о точке проверки заранее никого не оповещают, даже проверенных сотрудников Дептранса столицы. Координаты становятся известны перед самым выездом на «объекты». ДПС направляют на подмогу также впритык к рейду: явиться в такую-то точку, задание — на месте. Внезапность обеспечена. Проверки проводятся в утренний час пик, вблизи станций метро, где многие пассажиры пересаживаются на маршрутные такси. Таких точек в столице десятки. В этот раз место действия — станция «Тульская».
Мокрый снегопад не прекращался, курточки промокли, но спрятаться под козырек ближнего здания не пустили события: почти сразу задержали желтую «Газель»-такси. За стеклами: маршрут 39М. Путевого листа у водителя нет, он даже не оправдывался — мол, потерял: не может не быть у водителя этого документа.
Не успели контролеры оформить протокол об административном правонарушении, подъехала еще одна маршрутка того же маршрута. И ее водитель тоже без путевого листа. Обоим выписали штрафы по 4 тыс. на брата.
Может, и вправду родственники. Судя по регистрации места проживания, оба из Смоленска, приехали на заработки. Контролеры, изучившие «подопечных», рассказали, что обычно вслед за одним, устроившимся в Москве, едут его близкие. Землячеством и трудятся.
На тот же «пятачок» прибыла белая «Газель» с указателем «826». Разглядели нелегала издалека — прокололся на мелочи: в Москве маршруткам, у которых конечная у станции метро, к номеру маршрута присваивается литера «М». Здесь ее нет. Как и путевого листа. По записи в правах этот водитель из Дагестана.
— Вряд ли кто-то еще появится, — сказал один из контролеров, — оповещение у них все-таки отлажено, маловероятно, что случится еще один сбой.
Отлажен и маркетинг. Почему «партизаны» нарисовали на табличках номер № 39М? Расчет на ассоциации пассажиров: не так давно по тому же маршруту курсировал трамвай с таким же номером. А почему № 826? Между теми же конечными остановками и сейчас ходит автобус Мосгортранса. Нелегалы предполагают, как размышляют пассажиры: полноразмерный городской автобус менее поворотлив, заезжает во всевозможные улочки, чтобы пенсионерам (основному контингенту общественного транспорта) легче добираться до рынков и поликлиник. А микроавтобусы «спрямляют» курс, скорость у них повыше.
Нелегалы своего не упустят. Во время одного из предыдущих рейдов у станции метро «Беляево» обнаружен маршрут «микробов» (на линии шесть единиц машин) до метро «Теплый Стан» с заездом в торговый городок с полным набором популярнейших магазинов. Кстати, в том рейде представители Ространснадзора оформили несколько актов, предполагающие штрафы по 50 тыс. руб. с взысканием через суд. В принципе, существует статья, по которой можно взыскать 100 тыс. с конфискацией транспортного средства с последующей продажей в пользу казны.
— Но только если докажем в суде, что владелец зарабатывает без лицензии, — разъяснил Дмитрий Шупляков, зам. начальника отдела госучреждения «Организатор перевозок» Дептранса Москвы. — Доказать трудно. Не владелец ездит за рулем, а наемный. Хозяин на суде отвертится: я, мол, дал машину съездить в магазин, а он, такой-сякой, обманул… Но «на каждого мудреца довольно простоты» — ищем способы доказывать.
Схема взаимоотношений собственника ТС и наемного водителя проверяющим известна: за аренду микроавтобуса ежедневно привозишь мне столько-то денег, горючее и ремонт оплачиваешь сам, остальные — твои…
Вопрос к представителю Дептранса: предположим, всех нелегалов отловят, но не образуются ли прорехи в перевозках — не пострадают ли пассажиры? Те же опасения возникли у горожан, когда правительство Москвы взялось выявлять и наказывать владельцев легковых таксомоторов.
Ответ убедительный:
— Но ведь никто не запрещает заниматься этим бизнесом, — объясняет Дмитрий Шупляков. — Речь лишь о том, чтобы перевозчики вышли из подполья и стали платить налоги. Разумеется, придется потратиться на услуги медиков и механиков, обязанных проставлять в путевых листах отметки о том, что водитель и его ТС в порядке. Что актуально: практически все «левые» маршрутки — убитые «Газели», и их пассажиры, того не ведая, сильно рискуют… У законопослушных перевозчиков доход несколько меньший. Но смотрите: они не только не беднеют, но развиваются, а городские власти готовы им помогать, даже подскажем «свободные» маршруты. Те же, кто паразитирует на городской инфраструктуре, обирает москвичей, не додает то, что горожанам принадлежит по праву. Как бы их не называли — «нелегалы», «леваки», «партизаны», по сути они — воры.
Московские власти в последние недели еще больше ужесточили контроль и за бомбилами на легковых автомобилях.
На тот же «пятачок» прибыла белая «Газель» с указателем «826». Разглядели нелегала издалека — прокололся на мелочи: в Москве маршруткам, у которых конечная у станции метро, к номеру маршрута присваивается литера «М». Здесь ее нет. Как и путевого листа. По записи в правах этот водитель из Дагестана.