WRC: непобедимый Ожье в Мексике
За четыре соревновательных дня ралли, четверг 7 марта – воскресенье 10 марта, Себастьян Ожье (Volkswagen Motorsport) со своими штурманом Жюльеном Инграсией выиграли 16 спецучастков из 23. Две главные причины подобного доминирования, пожалуй, две: феноменальная скорость и чутье трассы у экипажа и, конечно, отсутствие Себастьяна Леба. Хотя справедливости ради, стоит отметить, что победа на ралли Мексики не далась Ожье просто так.
Во-первых, гравийное покрытие практически на всех спецучастках, за исключением нескольких городских. Это означает особое внимание к работе покрышек – чем Ожье и занимался, стараясь сохранить мягкий комплект в рабочем состоянии как можно дольше. Во-вторых, соперники – и в первую очередь Мадс Остберг (Qatar M-Sport WRT) и Микко Хирвонен (Citroen WRT), – которые шли буквально по пятам, проигрывая лидеру всего несколько секунд, а временами и опережая француза. Так, взвинтив темп утром восьмого марта, норвежец Остберг смог лучше всех пройти два спецучастка (СУ4 и СУ5), а вечером выиграть девятый и десятый допы. Другой соперник француза, Микко Хирвонен, отличился 9 и 10 марта, выиграв по одному спецучастку в каждый день (СУ16 и СУ21).
Правда, на этом проигрыши Себастьяна Ожье закончились. Уже начиная со второй половины дня пятницы, он начал наращивать свое преимущество. Сначала на 3 секунды, затем на 11 секунд и далее по возрастающей. Ни Остберг, ни Хирвонен не могли понять, в чем причина такого резкого отрыва француза. И если Мадс сначала еще говорил о том, что не может найти нужный темп, то Микко честно признался, что недоумевает такому проигрышу и тому, как Себастьяну удается буквально лететь по не самым простым маршрутам допов.
В субботу Себастьян Ожье лишился одного из главных соперников – на машине Мадса Остберга вышли из строя сцепление и электроника. Как пояснил позднее Мадс, педаль сцепления перестала срабатывать еще на первом допе, но он решил не останавливаться, поскольку на всей дистанции переключать передачи ему почти не приходилось. Зато на следующем спецучастке на информационном табло в машине загорелся индикатор генератора. Остбергу ничего не оставалось, как сойти. От досады он ударил по машине ногой, и от этого пострадал сам – ушиб оказался таким сильным, что пришлось обратиться к врачу. К утру воскресенья и пилоту, и машине удалось восстановиться, но из-за потерянного времени говорить об их участии в борьбе за очки и тем более победу не приходится.
Досадный сход норвежца вывел на второе место в общем зачете Микко Хирвонена. Но финн уже понимал расклад сил и честно признался, что не сможет сократить отставание от француза и навязать ему борьбу. Уже в середине дня он рассказал журналистам: «Я стараюсь быть осторожным, чтобы сохранить свою вторую позицию в зачете. Ожье очень быстр, и я не могу подстроиться под его темп. Так что просто хочу остаться на том месте, которое занимаю». Однако это заявление не помешало Микко показывать весьма достойные результаты на оставшихся спецучастках, в том числе и выиграть самый длинный спецучасток ралли – 54,85 км на СУ21 в воскресенье.
Неожиданное происшествие приключилось с Себастьяном Ожье на 42-километровом СУ18. За пару километров до финиша путь ему преградили закрытые ворота. Похоже, кому-то из зрителей очень не хотелось победы француза. К счастью, ворота оказались не заперты, и Жюльену Инграсии достаточно было отворить их. На преимуществе французского экипажа над другими участниками ралли инцидент не отразился – судьи рассмотрели произошедшее и решили компенсировать потраченное время, вычтя 40 секунд из итогового времени Ожье на этом допе.
Интересным стал и Power Stage в воскресенье. Победа и дополнительные бонусные очки достались Себастьяну Ожье, а вот второе и третье место в классификации отвоевали себе Мадс Остберг и Яри-Матти Латвала соответственно. Норвежец и финн решили отыграться за свои сходы накануне и заполучить хотя бы бонусные очки. И это им удалось достаточно легко, тем более что главные соперники – Остберг и Хирвонен – предпочли не ввязываться в серьезную гонку и лишний раз не рисковать, чтобы сохранить уже завоеванные позиции.
Обращаясь к теме сходов, главным неудачником ралли Мексики, пожалуй, можно назвать Яри-Матти Латвалу (Volkswagen Motorsport), который выбыл из соревнований второго дня сразу через 500 метров после старта. Его Volkswagen Polo R налетел на камень, правый рычаг передней подвески погнулся, и финну пришлось отправиться на ремонт к механикам. Ко всему прочему за инцидент Латвала получил 55 минут штрафа. «Конечно, обидно так рано сойти, но надо помнить, что эта машина участвует в WRC первый год. Мы могли проглядеть что-то на тестах, подобные вещи случаются в ралли. Нам следует извлечь из этого урок и улучшить машину», - постарался сохранить философское спокойствие финн. Выйти на старт ралли Мексики он должен был уже утром в субботу – механики обещали восстановить машину к этому времени. Правда, это означало лишь формальное участие в третьем этапе WRC, заработать очки и показать хороший результат финн уже не смог бы. Поэтому Латвала предпочел рассматривать оставшиеся спецучастки как дополнительные тесты для его Volkswagen Polo R. Той же точки зрения придерживался и руководитель команды Йост Капито. Однако в его ответах журналистам после второго дня соревнований явно сквозило недовольство невезением финна, который сходит уже на втором ралли из трех прошедших. Вполне очевидно, что теперь все основные силы Volkswagen Motorsport будут брошены на поддержку лидирующего в чемпионате Себастьяна Ожье.
В Qatar M-Sport WRT тоже наметился явный лидер – Мадс Остберг, даже несмотря на его сход в субботу. Однако такого категоричного деления на первый и остальные номера здесь пока нет. Отчасти это и благодаря весьма успешным выступлениям других экипажей команды. Пусть и с некоторыми своими неприятностями, но не такими глобальными – ни Новиков, ни Невилль не отметились в серьезных происшествиях. Наоборот, они демонстрировали высокий темп, временами сравнимый с лидерами.
Правда, Евгению Новикову поначалу в ралли Мексики не очень везло. На СУ3, которым открылся второй день соревнований, его Ford Fiesta RS задел камень. В результате удара на машине возникли проблемы с электроникой, и Евгений потратил 8 минут, чтобы поменять блок управления двигателя. На следующем допе этот удар снова напомнил о себе – отошел один из разъемов блока управления. Российско-австрийскому дуэту снова пришлось останавливаться и устранять неисправность. Были потеряны еще несколько драгоценных минут. К счастью, начиная с СУ5 ситуация исправилась, и досадных проблем более не возникало. Так что остальные дни ралли для Новикова и его штурмана Илки Майнор выдались достаточно результативными – им регулярно удавалось финишировать в середине первой десятки, иногда поднимаясь и на более высокие строчки общего зачета.
Сильным выступлением на ралли Мексики отметился молодой бельгийский гонщик Тьерри Невилль. Он стабильно финишировал на третьих-четвертых позициях, иногда даже поднимаясь до второй строчки. Отставание его от лидеров было минимально, каждый новый доп он проходил уверенно, не допуская ошибок. А после схода Мадса Остберга бельгийцу и вовсе удалось подняться на третье место в итоговой классификации третьего этапа WRC. Правда, как признался сам Невилль, зачастую он старался не рисковать понапрасну. Не особо знакомая трасса, местами скользкое гравийное покрытие и множество камней – потерять время и разбить автомобиль здесь очень легко. Тем более на СУ21, пришедшемся на воскресенье, бельгиец едва не сошел с дистанции. Допустив ошибку на торможении в одном из поворотов, он вылетел с трассы в кювет, перевернулся, однако смог вернуться на трассу и добраться до финиша.
Рельеф местности, по которой проходил ралли Мексики, действительно сложный и требовательный к технике. Дистанция проложена по горам примерно на 2000 м над уровнем моря, перепады высот составляют до 600 метров, пыль, многочисленные камни на обочинах и даже на самой трассе, высокая температура воздуха сказывались на поведении машин и требовали от гонщиков и их штурманов высокой степени концентрации. Так, Мадс Остберг признавался после шестого спецучастка: «Машина вела себя очень и очень странно. Возможно, перегрелись шины». А Микко Хирвонен и вовсе проколол колесо за 15 километров до конца отрезка СУ18, сбросил скорость, но все же добрался до финиша.
Последний спецучасток ралли Мексики прошел на автодроме под городом Леоном и завершился ожидаемой победой Себастьяна Ожье. Теперь француз может записать в число своих высших результатов и ралли Мексики-2013. Второе место в ралли досталось Микко Хирвонену, третье – Тьерри Невиллю.
В общей классификации чемпионата Себастьян Ожье упрочил свое положение и лидирует уже с 74 очками на счету. Вторую позицию по-прежнему занимает Себастьян Леб (43 очка), а на третью поднялся Микко Хирвонен (30 очков). В командном зачете первое место продолжает удерживать Citroen Total Abu Dhabi WRT (87 очков), следом за ним идет Volkswagen Motorsport (81 очко), а на третьей позиции остается Qatar M-Sport WRT (37 очков).
Четвертый этап WRC пройдет в Португалии 11-14 апреля.