За полгода до пуска
ЭКОНОМИКА
/ПРОЕКТ
ЗА ПОЛГОДА ДО ПУСКА
НА СОВМЕСТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ АВТОВАЗА И "ДЖЕНЕРАЛ МОТОРЗ"
ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ
ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ
То, что вы сейчас прочитаете - устаревшая информация. Как это ни удивительно, сегодня заводы строят чуть ли не быстрее, чем издают журналы. Впрочем, к чему обобщать? Речь-то ведь о строительстве конкретном - автосборочного предприятия в Тольятти, которое будет выпускать " Шевроле Нива". Мы побывали там в феврале и удивились: буквально за пару месяцев до этого на месте будущего СП "Дженерал моторз - АвтоВАЗ" возвышался лишь вазовский долгострой - каркас какого-то цеха. И многие из заводчан, которые ревниво следят за совместным предприятием, сомневались, что его когда-нибудь построят. Только 2 августа 2001 года СП было зарегистрировано, финансирование началось через месяц. Вот уже сентябрь, октябрь - работы все не начинались. Мыслимо ли успеть в срок! Тут еще зима на носу, дело совсем осложнится...
А в феврале 2002-го большая часть сборочного корпуса уже готова: ярко-синие его стены резко выделялись на фоне бетонных серых цехов Волжского автозавода. И руководство СП уверенно настаивает на уже раз названной дате пуска: 23 сентября нынешнего года.
СТРОЙКА КАПИТАЛИЗМА
Подрядчик - финская строительная компания "Ханском" - пришла на площадку осенью 2001-го, когда уже начинались холода. Чтобы сделать основание корпуса, пришлось тепловыми пушками прогревать землю до 30 градусов. Одновременно строили стены. Еще не все они поднялись под крышу - проемы "занавесили" плотным материалом, включили обогрев цеха и начали готовить бетонные подушки под оборудование. К моменту выхода в свет этого материала, вероятно, полным ходом будет идти монтаж сборочного конвейера.
- Наверное, похоже строили и АвтоВАЗ: там тоже темпы были стремительные. Рассказывают, оборудование монтировали в недостроенных корпусах? - спрашиваем у местного "старожила", 30 лет отдавшего автозаводу, а теперь на пенсии, "изменившего" ему с СП.
- Нет, не похоже, - отвечает он. - Масштабы были колоссальные. Территория гигантская, тысячи людей, техники - море. Здесь, конечно, производство маленькое. Зато технологии... Стены, посмотрите, на глазах растут: их собирают из легких панелей два на шесть метров. Несколько дней - и стена готова. А народу мало.
СП строят 400 человек. Финны руководят, контролируют, наши выполняют работы. "Наши" - из Питера, где "Ханском" уже много чего успела выстроить (хотя, говорят, крупных промышленных предприятий еще не было). Есть и местные субподрядчики - они делают, например, фундамент для следующей очереди завода.
Выглядит стройка немного странно. Такое причудливое сочетание иностранного с "нашенским". Железный некрашеный забор, обшарпанный "скворечник" - проходная - и белый щит с информацией о предприятии. Грязи по колено: идут земляные работы, делают фундамент под окрасочный цех, склады... А рядом - аккуратненький финский домик, где размещается администрация, чистенькие упаковки строительных материалов. Видавшие виды отечественные экскаваторы, краны - и иностранная, щегольская с виду, техника. Песок, бетон - наши, пластиковые панели, кровельный материал - импортные. Что же из этого в конце концов выйдет?
ЧЕГО БОЛЬШЕ:
"НИВЫ" ИЛИ "ШЕВРОЛЕ"?
Это как родители с трепетом изучают собственное чадо: "чей" носик, "чьи" глазки? А в кого характер? Так и о "совместном" автомобиле очень хочется узнать: что осталось от АвтоВАЗа, а что появилось от "Дженерал моторз"? Слухи ходят разные. Говорят, трансмиссия у совместного вседорожника будет импортная, педальный узел, да и двигатель, скорее всего, на иностранные поменяют.
Джон Милонас, генеральный директор СП, утверждает: для внутреннего рынка будут выпускать две модификации. Одна - из российских комплектующих, более дешевая. А другая - такая же, как для экспорта. С двигателем "Опель", "опелевскими" же трансмиссией и педалями. У нее будет больше опций: кондиционер, электростеклоподъемники, центральный замок - все то, что входит в базовую комплектацию многих иномарок. Ну и еще кое-какие изменения, о которых пока предпочитают не говорить. Конечно, цена этой модификации будет значительно выше, чем у предназначенной исключительно для российского рынка.
Господин Милонас - большой дипломат. Он будет очаровательно улыбаться, долго и подробно приводить отвлеченные примеры, но не ответит на тот вопрос, на который не хочет отвечать. Однако когда его спросили, много ли пришлось поработать специалистам "Дженерал моторз" с вазовской моделью и осталась ли она после этого вазовской, руководитель СП сказал сразу и прямо:
- Я хочу, чтобы не было кривотолков: на АвтоВАЗе - хорошие конструкторы и инженеры. Они создали и подготовили к производству хорошую модель, и эта модель - разработка Волжского автозавода. Да, вместе со специалистами предприятия мы дорабатываем ее для того, чтобы продавать на внешнем рынке, у которого есть свои специфические требования. Но это - нормальный рабочий процесс.
И все-таки "глазки" у чада явно не от родителя. С капота совместного вседорожника пропадет до боли знакомая российскому автомобилисту вазовская ладья. Ее место займет эмблема "Джи-Эм". С ней и с именем "Шевроле" (а потом только - "Нива" или какое-то другое российское, какое - пока окончательно не решено) автомобиль выйдет на рынок.
Хорошо это или плохо? Для патриотов АвтоВАЗа (есть такие?), наверное, обидно. Но если посмотреть с другой стороны, вероятно, в этом найдешь смысл. Все-таки авторитет "Дженерал моторз" у потребителей повыше будет, значит, и доверия новая машина вызовет больше, а следовательно, и вероятность ее успеха на рынке увеличивается. Если же, как предполагается, чуть ли не 70% от объема выпуска продавать на экспорт, то СП ждет просто отличная перспектива. Так что важнее: амбиции или практичность?
ХОТЬ СТО РАЗ
СКАЖИ СЛОВО "ШЕВРОЛЕ",
качество лучше не станет. А оно-то как раз - главное. И российские, и иностранные потребители в первую очередь ждут, что сотрудничество с крупнейшим мировым производителем позволит предприятию выпустить автомобиль мирового же уровня качества. Что для этого делает "Дженерал моторз"?
В конце сентября нынешнего года начнет работу сборочный конвейер СП. Но штамповку деталей кузова " Шевроле Нива", и сварку, и окраску будут производить на АвтоВАЗе. Кроме того, здесь же станут выпускать значительную часть других компонентов. И если со временем окраска, а возможно, и сварка на СП будет своя, то остальные комплектующие так и останутся в производстве ВАЗа.
- У нас сформировано пять групп, которые сегодня работают на Волжском автозаводе, занимаясь улучшением качества, - сообщил Джон Милонас. - Чтобы добиться результата, иногда даже не надо вкладывать никаких средств, менять оборудование, требуется только немного иначе организовать производство, складирование и транспортировку продукции. И наши специалисты как раз находят такие "слабые места" и помогают от них избавиться.
Поставщиками СП будут предприятия, отобранные АвтоВАЗом. Это те, с которыми автозавод связывают давние партнерские отношения. Все они относятся к сотрудничеству с "Дженерал моторз" более чем серьезно. Еще только было подписано соглашение, как на СП потянулись руководители заводов-производителей компонентов. Задавали вопросы о будущих требованиях, показывали образцы продукции, советовались. До пуска СП две группы его специалистов отправились к поставщикам - налаживать систему контроля качества и помогать, где можно, его улучшить.
Господин Милонас настроен оптимистично: автомобиль, который начнет выпускать СП "АвтоВАЗ - Джи-Эм", будет собран хорошо и из хороших комплектующих.
А иначе, наверное, и не может быть. Что же касается вынесенной в название главы поговорки - так ведь есть же и другие. Перефразируя: назови сто раз "Ниву" "Шевроле", она и...
ОТБОР И СЕЛЕКЦИЯ
Производство, качество - это не только и даже не столько оборудование и технологии, сколько люди. Кто будет работать на совместном предприятии?
Сейчас (не считая строителей, которые все-таки со стороны) сюда набрали 90 россиян. Это руководители высшего и среднего звена. Около тридцати специалистов приехало из Елабуги - у них опыт работы с "Дженерал моторз" по СП с ЕлАЗом. Остальных отбирали в Тольятти. Осенью дали объявление в "Волжском автостроителе" - и посыпались резюме. Люди всех возрастов, занимающие разные ступеньки карьерной лестницы, хотели попасть сюда. Кого-то привлекала высокая зарплата (это - миф, пока на совместном предприятии она не намного выше, чем на АвтоВАЗе), кого-то - возможность побывать за границей, кого-то - перспектива профессионального роста. А нужно было выбрать тех, кто сможет работать, соответствуя требованиям СП.
- Кандидатов отбирала немецкая фирма ТПМ, - рассказывает Геннадий Гуревич, директор СП по развитию персонала. - Проводили деловые игры, давали выполнять разнообразные упражнения, которые позволяли людям проявить себя со всех сторон. И только после этого рекомендовали, принимать человека или нет.
Сам Геннадий до этого работал на АвтоВАЗе. Но автозавод казался ему недостаточно динамичным: быстро достигаешь "потолка", а дальше - никакого роста. На совместном предприятии жизнь бурлит. Те, кого приняли на СП, уже прошли обучение за границей, на предприятиях "Дженерал моторз". Сейчас идет набор на должности мастеров и бригадиров (они тоже поедут стажироваться). А когда сборочный завод будет почти готов, начнется прием рабочих. Кстати, уже сотни людей, из которых немало с высшим образованием, прислали свои анкеты - хотят работать на сборочном конвейере совместного предприятия.
Совместную "Ниву" (или "Шевроле"?) ждут. У кого-то исключительно практический интерес, а кто-то видит в ее появлении некий этап в развитии нашего автомобилестроения. Немного терпения: момент выхода в свет первенца СП "Дженерал моторз - АвтоВАЗ" приближается. А мы будем рассказывать о происходящем.
Джон Милонас: "Конечно, без трудностей не обходится, но пока работы на объекте
идут строго по графику".