Новый Mercedes-Benz E-класса: первый тест
Между прошлым и будущим
С дизайном совсем новых и просто обновленных «Мерседес-Бенцев» раз от разу происходит одна и та же история. Стоит выкатить на очередной вращающийся подиум очередного мотор-шоу нечто, непохожее на то, за что все привыкли отдавать кровно заработанные миллионы, как тут же поднимается вой: как они могли? Проходит год–два, и никто уже не может представить себе, как же могло быть по-другому. Ну и конечно, прошлое и некогда привычное обретает непременный нафталиновый аромат, а при встрече вызывает снисходительную улыбку. Как ни странно, в большой немецкой тройке именно «Мерседес-Бенц» – марка наименее консервативная, легко отвергающая прошлое ради не всем понятного будущего. В ай-ти-индустрии про таких говорят – «они пренебрегают обратной совместимостью»: то есть старые программы не подходят к новому железу. Так поступала и поступает, например, «Эппл».
Конечно, первое, на что обращаешь внимание, – это головная оптика. Было четыре, стало две – это о новых фарах. Но есть и более существенные изменения. Например, теперь «Элеганс» и «Авангард» – это не просто две линии отделки, это два разных автомобиля. И если раньше отличия сводились к тому, какого размера будет звезда – большая промеж фар или маленькая на ножке, то теперь отличается все, что находится между номерным знаком и передней осью. И уже окончательно оправившись от визуального шока, можно уподобиться заботливой матушке и всплеснуть руками: батюшки, похудел-то как!
Нет уже сыто-припухлых бедер задних крыльев: солидный седан – словно топ-менеджер, вынужденный из-за кризиса перейти с офисной работы на производство, и теперь вместо перекладывания бумажек занимается чем-то осязаемым. Можно, конечно, объяснить свежесть облика желанием омолодить аудиторию, угодить не только родителям, но и детям. Но есть в этой метаморфозе и скрытая метафора современной экономики, которая, пережив очередную катастрофу на финансовых рынках, сбрасывает с себя шелуху, чтобы налегке устремиться в будущее. Так что обновленный Е-класс – это, пожалуй, самый оптимистичный «Мерседес-Бенц» за последние десятилетия.
Вернуться домой
Примечательно, что зашифрованное во внешности оптимистическое послание транслируется во внешний мир, внутренний при этом остался практически неизменным. Да, чуть другие материалы, да, блестит иначе, но на ощупь все так же дорого и качественно. За одним неприятным исключением: вместо благородного подрулевого селектора «от S-класса» – дешевая поделка из «лысого» пластика.
Но в целом Е-класс как был, так и остался примером органичного сочетания престижа и функциональности. И конечно, как и прежде, позади передних кресел – комфортабельный диван, с которого можно управлять микроклиматом да и вообще всем, на что хватит денег при заказе машины. Конечно, позади дивана нашлось место для багажника объемом в 540 литров, но пользоваться всем этим – все равно что мелко суетиться на пороге вечности. Приятно, конечно, что мультимедийная система теперь позволяет устанавливать виджеты, включая работающее только в Европе приложение для поиска парковки. Но какая, скажите, нам радость от того, что машина ценой в два миллиона обзавелась функционалом планшета за двадцать тысяч?
А на диване Е-класса, как и прежде, можно ездить только в двух случаях: если вы слишком молоды, чтобы сесть за руль, или если это просто не ваш Е-класс.
Фрекен Бок вызывали?
Нет-нет, нам надо как можно скорее за руль. Именно для того, кто за рулем, создана эта машина, именно о нем, презревшем всех конкурентов ради «самого мерседесовского Мерседеса», тут больше всего заботятся.
Забота ощущается сразу. Как только в замке щелкает пряжка ремня безопасности, лямка сразу ощутимо напрягается, шлепая водителя по груди. Так система «пре-сейф» напоминает о своем существовании. И заодно дает понять: ты под неусыпным контролем. Не балуй!
Как и прежде, машина незамедлительно предпримет меры, если почувствует, что «запахло жареным». В конце концов, владельцам «Мерседес-Бенцев» не привыкать к одергиваниям «пре-сейфа». Привычно и внимание еще одного сторожа по имени attention assist, который мониторит десятки параметров, пытаясь определить степень усталости и, соответственно, адекватности сидящего за рулем.
А вот и новшество: помимо двух водительских на дорогу смотрят еще два глаза стереоскопической камеры. Она вглядывается во все происходящее перед машиной из-под верхнего края ветрового стекла и снабжает информацией электронный мозг, который способен оценить ситуацию на расстоянии до 500 метров впереди. Камера разглядит и дорожные знаки, и линии разметки, и даже может почуять опасность столкновения на перекрестке, проанализировав движение попутного и по возможности поперечного транспорта. Ну и конечно, разглядит пешехода, о чем не замедлит сообщить водителю.
Более того, любое чрезмерное приближение к едущему впереди автомобилю или попытка наехать на линию разметки пресекаются на корню, причем даже без участия водителя. Сначала следует предупреждающий сигнал, потом – вибрация на руле, ну а в случае бездействия рулящего машина вмешается в процесс управления. И вне зависимости от ситуации рулевое управление в процессе не участвует: даже возвращение в свою полосу при опасности столкновения со встречным автомобилем происходит за счет подтормаживания колес.
Ощущения странные. Е-класс ведет себя, как очень строгая гувернантка при непоседливом ребенке. Или как оруэлловский Большой брат из романа «1984». Хотя нет. Большой брат по сравнению с «ешкой» кажется добрым приятелем.
Праздник непослушания
От такого неусыпного контроля водительский энтузиазм немного сникает. К счастью, если не полениться изучить инструкцию и долго оперировать кнопками на руле, можно или отключить, или хотя бы ослабить внимание назойливой Фрекен Бок. Кстати, если вдруг захочется усыпить систему стабилизации, придется так же долго копаться в мозгах бортового компьютера – кнопки отключения уже нет.
Освободив своего внутреннего Карлсона, можно наконец немного пошалить, а заодно и оценить работу штутгартских мотористов. Новый двигатель в гамме всего один, зато какой! V6 битурбо, три литра, 333 силы, 48,9 кгс.м уже с 1400 оборотов! В конце цикла сжатия в цилиндр впрыскивается аккуратное облачко бензина, а свеча выдает четыре вспышки в миллисекунду, чтобы ни одна капля топлива не пропала зря. В итоге мотор удалось втиснуть в прокрустовы рамки норм Евро-6 без видимых признаков скуки на низких оборотах. В общем, двигатель оказался настолько прекрасным, что к нам… не приедет. Поэтому я сменил версию Е400 на Е250 и поехал осваивать каталонские серпантины. Кстати, в процессе рестайлинга немцы поколдовали со всеми моторами и теперь с гордостью рапортуют о достижении «энергетической эффективности класса А». Как у хорошей стиральной машины.
Рулевое управление обновленного Е-класса называется direct steering – прямое то есть управление. Название более чем лукавое, потому что между сжимающими обод руками и управляемыми колесами уже не просто механическая связка «шестерня–рейка», а хитрый электрогидравлический организм, постоянно меняющий собственную производительность и рулевое отношение. Поначалу эта трудовая деятельность не ощущается совсем никак. Но когда пытаешься ехать по-настоящему быстро, понимаешь, что информации на руле не хватает. Иной раз только по змеиному шипению шин удавалось понять, что «дело пахнет керосином», и ослабить усилие на правой педали до наступления непоправимых последствий.
Вкалывают роботы…
Обновленный Е-класс – это не просто «такой же, но другой» «Мерседес-Бенц». Недаром на пресс-конференциях нам настойчиво транслировали мысль о том, что многие системы, внедренные на этой машине, мы увидим на новом флагмане с литерой S. Мы постепенно становимся свидетелями неизбежного: нас приучают к тому, что водитель будет контролировать все меньше и меньше, а его будут контролировать все тщательнее и тщательнее. А что поделать – статистика. Именно пресловутый «человеческий фактор» становится причиной большинства аварий на европейских дорогах. И никто не верит в возможность улучшения человеческой породы. Во всяком случае, новый «Е-класс» – это еще один шаг к искоренению дарвиновского естественного отбора.
Клятвопреступление?
Одновременно с обновленным Е-классом нам дали поездить и на версии E63AMG. Теперь самый мощный Е-класс выпускают в трех версиях, две из которых полноприводные. Самая мощная модификация 5,5-литрового мотора V8 – 585 сил и 800 Н.м – будет доступна только покупателям самой дорогой версии E63AMG-S-4MATIC. «Эска» исполняет старт с места до 100 км/ч за 3,6 секунды, что может вызвать зависть даже у некоторых владельцев «Феррари». В целом же новый AMG-Е – это как А380 после истребителя-перехватчика. Дух, конечно, захватывает, но первобытного зверства уже не пробуждает.
+ Новый двигатель Е400; солидная и стильная, не вызывающая вопросов внешность; высокий уровень активной безопасности
– Недостаточно информативный руль