Алексей Рахманов: российский автопром - часть глобального автопрома
В начале прошлого года продажи автомобилей росли бурно, а в конце – нулевой рост. Почему?
– На самом деле все закономерно. Трагедии не вижу, – напротив, результаты хорошие. По первоначальному прогнозу в 2012-м мы ожидали рост на 5–8%, а в итоге рынок вырос на 11%. Ни одна из европейских стран таким успехом похвастаться не может. В 2013 году рост ограничится 2–4%. Почему – понятно: невелики доходы населения, в среднем раза в два ниже, чем в Европе.
Автозаводов в стране понастроили, теперь придется некоторые закрыть?
– Нет. Выпуск машин наращивали в первую очередь за счет количества рабочих смен. Где-то и сейчас работают в три смены. Так нужно, пока есть устойчивый спрос. Но если начнет падать, некоторые предприятия, думаю, сократят незагруженные смены.
В 2020 году закончится срок действия всех инвестиционных соглашений, – что дальше будет с заводами?
– Продолжат делать автомобили, как и сейчас, только на более высоком уровне локализации. К тому времени возникнут целые кластеры производителей комплектующих мирового уровня.
Сегодня российский автопром – часть мирового, он так и создавался. И любые изменения, происходящие в этом глобальном автопроме, будут оказывать влияние на нашу промышленность. Мы надеемся, что в некоторых сегментах российский автопром может остаться «производителем полного цикла». Ведь у нас есть национальные марки и мы сами проектируем модели, выпускаем их, у нас есть хорошая компонентная база.
Есть ли у министерства программа аварийных мер на случай, если вдруг грянет кризис?
– Конечно, есть. За последние несколько лет мы опробовали ряд мер, и они доказали свою эффективность. Так что мы готовы оказать поддержку рынку, если что-то пойдет не так, поддержать сами предприятия.
С 1 сентября 2012-го со всех ввезенных в РФ авто взимают утилизационный сбор, накоплены уже немалые деньги. Куда их направят?
– На создание новой системы по всей территории страны. Сейчас как раз идет активное обсуждение, как создавать структуру утилизации; есть масса очень интересных предложений. Все проекты планируем развивать при минимальном участии государства, с опорой на саморегулируемые организации. Автомобиль станут разбирать на множество фракций и отправлять резину, пластик, технические жидкости и т. д. переработчикам второго уровня. Страна большая, земли много, но это не повод заваливать ее отходами. У нас сейчас множество свалок, и они не должны прирастать за счет списанных авто.
Сколько понадобится времени для создания этой отрасли?
– До конца года подготовим законодательную базу, сформируются саморегулируемые предприятия. Через несколько месяцев компании начнут получать деньги, закупать оборудование. А в начале 2014 года многие уже начнут работать.
Как заставить владельца сдать машину в утиль?
– Мы пойдем по пути, отработанному во всем мире. Уже принципиально договорились с Министерством финансов об упразднении транспортного налога и введении экологического.
Новый налог будет связан с возрастом автомобиля?
– В первую очередь – с экологическим классом, с выбросами СО2. Владельцы машин, соответствующих требованиям до Евро-3 включительно, заплатят больше, чем те, у кого авто класса Евро-4 или Евро-5. А еще планируем некоторые новации в КоАП. Нельзя позволять гражданам бросать авторухлядь во дворах. Да и вообще нигде!
Узбекистан и Украина просят отменить утилизационный сбор на свои автомобили, ведь из-за него резко сократились продажи в России подорожавших «нексий», «матизов», «сенсов»...
– Мы готовы обсуждать проблемы с коллегами из Украины и Узбекистана, двигаться в сторону взаимного признания обязательств по утилизации. Но в этих странах пока нет не только системы рециклинга, но и никакого специального законодательства. Слово за ними.
Кстати, не секрет, что против введения утилизационного сбора выступали и выступают некоторые страны-партнеры по ВТО. Идут консультации. Не исключено, что схема будет каким-то образом скорректирована в целом.
В России несколько команд занимается по заказу правительства проектами создания лимузинов для первых лиц…
– Если руководители государства ездят на иностранных автомобилях, значит, в стране не создан полноценный автопром. Сегодня есть возможность делать такие машины, но понадобится консолидировать усилия государства, инвесторов, чтобы сделать продукт, за который не было бы стыдно.
Сегмент автомобилей класса люкс не требует создания огромных производственных мощностей. Скажем, бюджетный автомобиль окупается, если удалось выпустить и продать 3 млн. машин. Производство лимузинов может быть рентабельно и при куда меньших объемах – даже если речь идет о 10 тыс. в год. Но при этом все должны понимать, что российские разработчики и производители должны активно сотрудничать с международными поставщиками первого и второго уровней. И нечего стесняться, если, скажем, двигатель, коробка передач или элементы подвески будут от известной зарубежной марки. Это нормальная мировая практика.
Рахманов Алексей Львович
Родился в 1964 году в Нижнем Новгороде. Закончил Нижегородский политехнический институт, Нижегородский лингвистический университет, Школу бизнеса Университета Чикаго (2003 год, специальность «мастер делового администрирования»).
С 1988 по 1994 год работал в Нижнем Новгороде на заводе «Лазурь», затем в администрации области. С 1994 года в Москве, в Российском центре приватизации, консалтинговой компании «Эрнст энд Янг».
С 2002 по 2008 год – директор по стратегии и развитию бизнеса ОАО «Северсталь-авто».
С июля 2008 года – директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России. В марте 2012 года назначен заместителем министра промышленности и торговли РФ.
Пока верстался номер:
Возможно, что утилизационный сбор, введенный в прошлом году для защиты внутреннего рынка от импорта, в итоге обернется большой проблемой для отечественного автопрома. В конце февраля глава Минэкономразвития А. Белоусов заявил, что «механизм гарантий» для отечественных предприятий (они поставили свои подписи под обещаниями создать мощности для утилизации) будет ликвидирован. И в ближайшее время по требованию ВТО утилизационный сбор начнут платить все работающие на российском рынке компании. По словам министра, правительство разрабатывает соответствующие нормативные акты, что может занять несколько месяцев. За это время профильные министерства обещают придумать механизм компенсации для отечественных производителей.
По нашим прогнозам, авторынок России в 2013 году вырастет на 2–4%. Это очень хороший показатель! О таком в Европе могут только мечтать.