Зимние шины Bridgestone — новые имена и новые технологии
Если на первый – с шипами или без, ответ находится относительно быстро, вариантов-то всего два, то вот ответить на второй с каждым годом все сложнее. Мало того что на рынке наряду с привычными Nokian, Bridgestone, Hakkapeliitta, Michelin и GoodYear появляются производители из Кореи и Китая, так производители шин плодят различные линейки брендов, а в рамках этих линеек еще и отдельные марки.
Однако похоже, что до некоторых из лидеров рынка уже начинает доходить, что нельзя так разрывать мозг покупателю, который того и гляди переметнется к конкурентам… Иного объяснения поступку маркетологов из Bridgestone, убедивших японских боссов, людей очень консервативных во всем, когда речь идет о даже малейших изменениях, сократить число наименований модельных рядов зимних покрышек. Теперь вся зимняя резина Bridgestone будет носить «фамилию» Blizzak, а отделить шиповку от «липучки» можно будет по «имени» — Spike или VRX. Первые две новинки новой номенклатуры зимних шин Bridgestone – нешипованную VRX и шипованную Spike-01, нам показали на Дмитровском полигоне.
Представлять новые зимние шины в Подмосковье «высадился» очень представительный десант японских топ-менеджеров, конструкторов и маркетологов. Знакомство с новинками мы начали с Bridgestone Blizzak VRX. Производитель позиционирует ее как городскую шину для опытных водителей. Чтобы максимально покрыть запрос рынка, в Bridgestone будут выпускать эту шину в 53 типоразмерах. Японцы утверждают, что главными преимуществами этой покрышки являются хорошее сцепление на льду и высокая эффективность при торможении на снегу. Конструктивно это обеспечивается новым асимметричным рисунком протектора и новой резиновой смесью Multicell Compound. В подтверждение своих слов хозяева демонстрировали впечатляющие кадры сравнительных тестов, на которых Bridgestone Blizzak VRX убедительно обыгрывала европейских конкурентов. Впрочем, во время подобных презентаций по-иному и не бывает…
Но если оставить иронию в стороне, то на увеличенных изображениях было видно, что резина напоминает губку, которая, попадая в воду и испытывая давление при контакте с поверхностью, набирает в поры-ячейки влагу. Они прилипают к поверхности, а затем, отжимаясь в пятне контакта, самоочищают протектор. Такова конструктивная идея нового состава резиновой смеси Multicell Compound, призванной улучшить водоотвод асимметричного рисунка протектора. Конкурентами этой шины в японской компании называют Michelin X-Ice 3, Nokian Hakkapeliitta R, GoodYear Ultra Grip Ice+, Continental Viking Contact 5).
На первом тесте явно было заметно преимущество Blizzak, имя которой давно уже стало синонимом «липучки». Хотя, как только мы выходили за пределы 40 км/ч, на которых настаивали инструктора, разница между «японкой» и «европейкой» становилась не столь заметной. Примерно тот же результат мы видели и на «лосином тесте». А вот где Blizzak VRX оказалась на голову выше конкурента, так это при прохождении «змейки». При скорости 60 км/ч поведение автомобиля было существенно легче контролировать и выправлять машину из заноса на шинах Bridgestone было проще, да и сам снос задней оси был заметно меньше. Если на площадке полигона лишние сантиметры сноса — это всего лишь сбитый конус, то в городском потоке – это чье-то крыло или дверь…
Новую шипованную покрышку Bridgestone Blizzak Spike-01 мы опробовали на автомобилях VW Passat и VW Touareg. Главным отличием этой модели шин стал новый вид шипа, немецкой разработки и производства. Его законцовка разделена на четыре маленьких шипа, каждый из которых цепляется за лед и помогает покрышке эффективнее справляться со своей задачей.
Набор упражнений был аналогичен. В разгоне на льду безоговорочного лидера не выявилось, хотя ранее на презентации нам показали кадры, на которых автомобиль с шинами Bridgestone уверенно сохранял траекторию и останавливался, а также проходил поворот по заметно меньшему радиусу, нежели машина на шинах-конкурентах. В торможении на снегу и «змейке» показатели Spike-01 и конкурента — Nokian Hakkapeliitta 7, были примерно равны, а вот в торможении на льду Bridgestone Blizzak Spike-01 выиграл у финского конкурента от 0,5 до 1 метра. К стандартному набору упражнений для Spike-01 был добавлен и участок, на котором демонстрировалось поведение шины в скоростном прохождении поворота и при разгоне в горку. На скорости 80 км/ч VW Tоuareg, обутый в Blizzak Spike-01, контролировать оказалось проще, нежели машину с покрышками Nokian Hakkapeliitta 7. Похоже, что продемонстрированные на презентации преимущества — не просто уловка маркетологов.
Говорить о том, насколько успешными будут эти новинки Bridgestone на российском рынке, пока трудно. Тем более что, отвечая на поднятый во время пресс-конференции вопрос о планах по локализации производства, японцы ответили вопросом на вопрос – «А вы бы какую резину Bridgestone купили – сделанную в Японии или в России?». Правда, получили они явно не тот ответ, на который рассчитывали: «Ту, что дешевле. Мы же покупаем японские фотоаппараты, сделанные на Тайване, а японские автомобили, сделанные в Европе…». Лица японских менеджеров на мгновение окаменели, но затем они уверенно произнесли мантру о превосходном качестве их продукции и связи этого качества с лейблом Made in Japan. Можно, конечно, было бы поспорить об этом, но важно другое – на сегодня в планах Bridgestone локализация производства не значится. А следовательно, шины Bridgestone останутся столь же недешевыми, сколь и эффективными. Впрочем, как говорят авторитеты, управляемость автомобиля и качество работы тормозов не меньше чем наполовину зависят от качества шин, а значит, что это явно не тот расходник, на котором стоит экономить…
P.S. Уже через пару месяцев после презентации стало известно, что компания Bridgestone намерена построить завод по производству шин для легковых автомобилей в промышленной зоне «Заволжье» в Ульяновской области. На предприятии, которое планируется запустить в первой половине 2016 года, будут выпускать зимние шины для рынка России и СНГ. К середине 2018 года объем производства запланирован в 12 000 покрышек в день.