Уверен? обгоняй!

УВЕРЕН? ОБГОНЯЙ!

КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"

Семинар

УВЕРЕН? ОБГОНЯЙ!

ВИКТОР СЛЕСАРЕВ

Как от обыкновенного автомобиля добиться качеств, обещанных в заводской инструкции? "Товарная продукция" наших автопроизводителей часто далека от эталонной - хуже собрана, не отрегулирована и т. д. Почти в каждой серийной машине есть резервы, которыми грех не воспользоваться. Прежде всего это касается двигателя.

ЧТО ГОВОРИТ МОТОР?

Важно понимать его характер. Мой сосед, выйдя на пенсию, сразу почувствовал, как дорого обходится заправка "Волги". Заменил ее шестилетней "девяткой". А вскоре разочаровался - машина, мол, не тяговитая! Невдомек ему было, что характеры "Самары" и "Волги" совершенно разные. Большой, малофорсированный "402-й" мотор сродни тракторному - воткнешь вместо первой передачи четвертую, а машина, хотя и вяло, все же едет! А вазовский "на низах" скучноват - и только выше 3000 об/мин ты - король! В чем причина?

У более форсированного мотора "Самары" сужен рабочий диапазон оборотов - машина острее реагирует на то, соответствует ли выбранная передача скорости движения. На четвертой при 60 км/ч обороты - около 1900 в минуту, а на пятой - всего 1580. Последней даже небольшой подъем "не по зубам", а затевать обгон длинной фуры опасно: начнешь под Курском, закончишь в Белгороде. Как же быть? Вовремя переключать передачи! Даже при 80 км/ч (например, при обгоне на подъеме) может потребоваться третья: мотор начнет разгон с 3660 об/мин, когда крутящий момент максимален, а отсюда - и наибольшее (на этой передаче) ускорение.

...Познал сосед эти "секреты" - и теперь ездит успешно. Кстати, некоторые водители просто побаиваются выводить мотор на режим, близкий к максимальному - он, дескать, сильно ревет и, наверное, больше изнашивается. Что ж - это верно. Тут каждый сам выбирает приоритеты. Хочешь поберечь топливо, машину, деньги - забудь об острых ощущениях!

ЛИМИТ - НЕ СТИМУЛ ПРОГРЕССА

Отдельные марки двигателей и сегодня (...XXI век на дворе!) сходят с конвейера оснащенными "ограничителем мощности". Но порой и автомобиль современный, и водитель не "чайник", а машина "задумчива"... В ней скрыт дефект, играющий роль ограничителя.

...Коллега целый год ездил на VAZ 2110. Некоторую вялость машины объяснял с благородных позиций: инжектор, вероятно, поддерживает должный состав смеси, а это важно для экологии!

Но однажды ему посоветовали проверить дроссельную заслонку. Нажав педаль до пола, подпер палкой - и все стало ясно: заслонка открылась всего градусов на 70. А как увеличить ее ход? Отогнул стержень педали кверху, даже не снимая с машины, - и та неузнаваема! К неожиданной резвости пришлось привыкать...

Подобное бывает и на других автомобилях. Такой случай: новенький VAZ 21053 огорчал хозяина немощью. При этом, в отличие от добропорядочных "Жигулей", которым во время разгона (скорость 50 км/ч, четвертая передача) положено кратковременно детонировать, мотор "пальчиками не стучал"! Владелец заподозрил, что цилиндры недостаточно наполняются свежей смесью. Но отчего? На новом моторе вряд ли сбиты фазы газораспределения - значит, нужно проверить, что с карбюратором.

И точно! Дроссельная заслонка первой камеры открывалась не полностью, а вторую заело - пневмопривод не справлялся. Устранил неполадки - и получил хорошую разгонную динамику со "штатной" (когда положено) детонацией.

О "ТОНКИХ МАТЕРИЯХ"

Выходит, даже исправным двигателем нужно правильно управлять! Неполадки в приводе дроссельного устройства (любого типа) не столь уж редки: в "сомнительных" случаях начинаем именно с этого, благо дело нехитрое.

Но часто двигатель не развивает полной мощности и по причинам, скрытым значительно глубже. Характерный для наших дней пример - неудовлетворительная работа свечей: иногда из-за их собственных недостатков, а чаще из-за низкого качества топлива или неисправностей в двигателе. Полный отказ и зеленый новичок сразу заметит. А когда свечи работают с пропусками, сбои чувствует не каждый водитель. Остается лишь ощущение пониженной мощности.

Такие свечи меняют. Но при первых сомнениях в их работоспособности можно попробовать им помочь, немного уменьшив зазор между электродами, например, с 0,9-1,0 до 0,7-0,8 мм. Возможно, искрообразование и восстановится, но ненадолго. Радикальных мер - например, ремонта двигателя - в конце концов не избежать. (Некоторые чудаки, наблюдая за тем, как изо дня в день замасливаются свечи, не стесняются покупать новые вместо того, чтобы заменить маслоотражательные колпачки!)

Вообще неполадки с зажиганием - тема необъятная. Искре мало быть мощной и регулярной. Надо еще, чтобы она пробивала зазор вовремя, не раньше и не позже, чем положено. Угол опережения зажигания (УОЗ) для каждого двигателя свой. Сделаешь пораньше - мотор работает жестко и может детонировать в широком диапазоне оборотов. Так ездить нельзя: детонация - фактор разрушительный. Позднее зажигание тоже неприемлемо: снизится мощность, повысится температура выпускных клапанов, возникнет риск их прогара.

Но оптимальный угол опережения зажигания зависит от числа оборотов и нагрузки на двигатель! Поэтому даже простейшие системы зажигания включают в себя центробежный и вакуумный регуляторы, меняющие УОЗ в зависимости от этих факторов. То же в электронных системах впрыска. Разница лишь в подходах. Опытный владелец "Жигулей" не будет вызывать спасателей из-за отказа зажигания. Тут все легко отремонтировать. С впрыском сложнее. Случается, что без средств диагностики неисправность "не отловишь" - автосервиса не миновать.

Но и зажигание еще не все. Нужно, чтобы было чему гореть в цилиндрах. Недавно мы говорили о системе питания, составе смеси, от которого зависит ее сгорание. У владельцев машин с карбюраторами 99% проблем связано с их засорением. С впрысковым "чайнику" проще - тут сделано все, чтобы мотор не заглох ни при каких обстоятельствах. Но в наших условиях и системы впрыска все же не безотказны. И опять-таки не обойтись без диагностики, замены дорогостоящих элементов.

Другой случай. Вы побывали на диагностике - она показала, что все системы в порядке. Но мотор вялый! Тут хороший мастер должен копнуть поглубже - компрессию померить. По-русски - это реальное давление в цилиндрах в конце сжатия. Оно зависит не только от состояния деталей двигателя (цилиндра, колец, поршня, клапанов и их седел в головке), но и процесса измерения. Если слабо крутит стартер, обороты пониженные - меньше и компрессия: часть сжатого воздуха успевает просочиться через зазоры. Поэтому верный признак неисправности двигателя - не значение компрессии само по себе, а разные ее величины по цилиндрам. Допустим, на "жигулях" получено около 10; 9,5 и 9,8 кгс/см2 в трех цилиндрах, а в одном - 8 кгс/см2. Вот он и требует внимания. Картину может прояснить простейшая диагностика: зальем в цилиндр примерно 5 мл масла и повторим замер компрессии. Когда с кольцами беда (изношены или "залегли"), масло уплотнит зазоры и компрессия повысится. А если эффекта нет - беда с клапанами. Масло им не помогает. Мастерам эти "фокусы" хорошо известны, и они принимают решение, что разбирать, а что не трогать...

А ЧТО ЕЩЕ?

В поисках пропавшей мощности порой нужна творческая жилка. Наш читатель однажды "сгонял" в деревню и тут же заметил, что "Жигуль" словно увял. Все вроде в норме, а тянет хуже. И только осмотрев машину снизу, обнаружил глубоко вмятую, чуть ли не сплющенную, выпускную трубу - след удара о камень.

А как сказывается на мощности воздушный фильтр? Если он забит пылью, у него больше сопротивление потоку воздуха - результат примерно тот же, что при неполном открытии дросселя: нехватка воздуха, падение мощности. Не зря автоспортсмены уделяют воздушному фильтру максимум внимания.

Наконец, напомним, что скоростные и динамические показатели машины определяются не только возможностями двигателя, но и силами сопротивления, которые приходится преодолевать! Здесь многое зависит от водительской культуры: не перегружать автомобиль, следить за состоянием "ходовой", шин, вовремя регулировать давление в них, углы схождения и развала... Машина должна быть во всех отношениях "легкой на ходу", тогда она хорошо едет.

Подпишитесь на «За рулем» в