Расплата за любовь
КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"
Автопарк
"ШЕВРОЛЕ-НИВА": ПЕРВЫЙ ОПЫТ
РАСПЛАТА ЗА ЛЮБОВЬ
АЛЕКСАНДР БУДКИН. ФОТО: АЛЕКСАНДР БУДКИН, ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ
"ШЕВРОЛЕ-НИВА"
Изготовитель: СП "ДЖИ-ЭМ-АВТОВАЗ"
Год выпуска: 2002
В эксплуатации "ЗА РУЛЕМ": с января 2003
Пробег на момент отчета: 6000 км
Предыдущие публикации в журнале:
ЗР, 2003, № 2
Как вы думаете, уважаемый читатель, зачем заводы всего мира выпускают предсерийные автомобили? Правильно, чтобы довести до ума то, что получается, когда задуманное воплощено в металле. А догадайтесь-ка, почему опытные автомобили не пускают в свободную продажу? Ну, конечно: не резон предъявлять свои ошибки потребителю. А теперь - о-очень сложный вопрос: есть ли в мире страна, в которой заводы продают потребителю автомобили из опытно-промышленной партии, а когда начинают делать серийные, забывают исправить свои ошибки?
НАМ С ТОБОЮ ПО ПУТИ
- Как, Александр Юрьевич, твоя "Нива" поживает?
- Спасибо, хорошо. Вот на охоту ездил в выходные.
Это начинается у нас с "Шевролетом" (так я его зову) трудовая неделя. Коллеги регулярно справляются о самочувствии редакционной диковинки. Мы с ней испытываем друг друга с января, покрывая около 3,5 тыс. км в месяц. По выходным частенько мотаемся на дачу в Тверскую область, пробираясь там, где с ноября никто, кроме нас, не ездит. В багажнике возим лопату, цепи противоскольжения, иногда бензогенератор. В общем, живем полноценной жизнью любителей природы. Правда, назвать это идиллией будет преувеличением. Молодой во всех отношениях автомобиль горазд подкидывать проблемки - мелкие и не очень, но об этом позже.
В целом машина весьма приятная. Просторная, теплая, хорошо держит дорогу, не "козлит" на волнах, справляется с упражнениями типа "слалом". Гидроусилитель ZF по отечественным меркам работает идеально: без люфтов, с хорошей обратной связью.
С подвеской конструкторы и испытатели (как ВАЗа, так и "Джи-Эм") так долго работали, что, пожалуй, добились оптимальных настроек - "Нива" и по асфальту ездить умеет, и на колдобинах не пасует. Правда, зимой весьма чувствительна к выбору шин. Легкий автомобиль в широких лаптях не прочь позаигрывать с водителем на заснеженной дороге. А обуешь слишком зубастые - рискуешь нарваться на довольно резкие срывы (о шинах подробно поговорим в другой раз).
ПЕРВЫЙ БЛИН, ВТОРЫЕ ГРАБЛИ
Предусмотрительно взятую канистру "Тосола" опустошил наполовину, пока съездил... на регистрацию в ГИБДД и обратно (около 10 км). Тогда же первый раз от души хлопнул правой передней дверью - кнопка блокировки замка провалилась внутрь! Заводилась машина с переменным успехом - через раз загоралась лампочка иммобилайзера, не опознавшего ключ (датчик иммобилайзера у "Нивы" вмонтирован в ключ). По дороге домой (все еще из ГИБДД) замерла левая щетка стеклоочистителя - зато правая продолжала трудиться!
"Тосол", как водится, уходил из-под незатянутых хомутов - на основном отводящем патрубке расширительного бачка и нижнем шланге подвода "Тосола" к радиатору. Лезу в блокнот... Ба, те же два хомута не были затянуты на экспериментальной машине, полученной от ВАЗа почти два года назад! Ай да стабильность результатов. Или думаете, случайное совпадение?
На расширительном бачке - возможно, а вот на радиаторе - вряд ли. Этот хомут расположен так неудобно, что добраться до него можно только снизу, открутив две защиты (!) - основную, мощную и дополнительную, от шума и грязи. Но даже добравшись, затянуть хомутик можно лишь небольшим ключиком и только очень гибкими ручонками. Очевидно, желание заниматься эдакой эквилибристикой не возникло ни при сборке машины, ни во время предпродажной подготовки. А жаль.
Иммобилайзера, тем более такого "крутого", на прежней "Ниве" не было, однако разобрались с ним быстро (как тогда показалось). Устройство "не училось в школе" и не знает, с какой скоростью должен течь ток по проводам, поэтому просит пару секунд на раздумье. Если сунуть ключ в замок и тотчас крутануть стартер - вас ждет фиаско. Но если вставить ключик, повернуть его в положение "зажигание", посчитать в уме "раз, два, три" и только потом крутить - двигатель пускается почти всегда. Почему опять "почти"? Терпение, друзья мои, расскажем и об этом.
Почему остановился "дворник"? Во-первых, плохо закрутили на поводке гаечку. А во-вторых... Эта неприятность не просто "была" на опытной машине - она есть и, наверное, будет. Откручивается водительский поводок раз в полгода. Или шлицы здесь очень плохие, или резьба неправильная, или и то и другое вместе.
Примерно неделю после ГАИ ездил без проблем, как вдруг... Впрочем, слово "вдруг" здесь неуместно: точнее, "наконец-то" засвистел ремень генератора. Журнал полтора года назад писал, что для привода киловаттного генератора ремень нужно ставить поликлиновой, а не древний "жигулевский". В Тольятти ведущий конструктор показывал нам машину с поликлиновым ремнем. Так и никак иначе должно было быть в серии. Но, увы! То ли специалисты "Джи-Эм" усомнились в актуальности решения, то ли - по-нашему - чего-нибудь не успели. Представляете, показывают во Франкфурте или Женеве новый "Опель" или СААБ. А под капотом ремень от "Рекорда": не успели!
Подтянул ремешок, а про себя решил: случись теперь любая мелочь - поеду на гарантию. Хватит все делать самому.
"ДЖИ-ЭМ - АВТОВАЗ" ГАРАНТИРУЕТ
Вот ты какой, сервис "джи-эмовский". Люди воспитанные, вежливые. Прежде чем запускать машину в ремонтную зону, помыли ее бесплатно.
- Что у вас?
- Вот, ремень засвистел, кнопка провалилась, динамик не работает.
- А вам ремень еще не меняли?
Вот те на! Знают, оказывается, сервисмены о проблемах с ремнем. Меняют всем! Но, конечно, не на поликлиновой, а на обычный, только фирменный.
Осмотрев автомобиль, специалисты вынесли вердикт: замена ремня, шкива помпы и... самой помпы! И это при пробеге 1570 км! Кстати, если специалисты "Джи-Эм" еще не знают, сообщаем, что на вазовских машинах последних лет выпуска помпа редко выхаживает больше 30-40 тыс. км (у опытной "Нивы" потекла на 32-й тысяче). Но это так, для справки.
Запчастей к нашей красавице на фирменном "джи-эмовском" сервисе, конечно, не оказалось. Но, в отличие от вазовской гарантийки, нас с "Шевролетом" не стали записывать в очередь на два месяца вперед. Просто пошли в магазин и все необходимое купили. Причем не мы пошли, а работники СТО! Не взяв ни копейки доплаты, установили помпу Hepu, ремень Gates Auto Master, залили охлаждающую жидкость, приготовленную из концентрата Texaco. Правда, бросилось в глаза, что концентрат антифриза разбавляли водой из-под крана. Впрочем, некоторые концентраты это допускают, хотя не сказать, что любят.
Несколько дольше, чем можно было ожидать, возились со сгинувшей кнопкой. Она вместе с тягой вывалилась из пластикового пистона. В магазине таких пистонов, конечно, не нашлось, поэтому ребятам пришлось долго "приседать" вокруг злополучной двери с пассатижами. Вроде, получилось.
Зато быстро разобрались с динамиком: здесь попросту слетела клемма. Электрики высказали сомнения в качестве аудиоподготовки, сделанной на ВАЗе: фишки поставили очень плохие - такие держаться не будут; мы их поменяли, если что случится, приезжайте еще.
Примерно через три часа мы оказались на свободе. Работу сделали быстро и добросовестно - вот бы "советские" станции так работали.
На следующий день водитель "Нивы" похвалил коллегам гарантийку: как здорово, что именно туда он вскоре (после 2 тыс. км) поедет на ТО.
ПЕРВОЕ ТО: 4 ЧАСА И 200 БАКСОВ
Не сотвори себе кумира. В следующий раз мы с "Нивой" попали в другую смену. Машину так же быстро помыли и запустили внутрь, но потом заставили ждать около полутора часов. Мы с "Шевролетом" успокаивали друг друга: мол, владельцы стоящих рядом "блейзеров" заплатят больше, поэтому они главнее. Увы, насчет "меньше платить" за "Ниву" мы не угадали.
Когда до нас дошли руки, на душе стало легче. Люди работали так же тщательно, каждую каплю масла вытирали свежей тряпочкой. Правда, просьба залить "хорошее масло" вызвала легкое смятение на лице мастера: какое же? "Норси" предлагать не стал, "ЛУКОЙЛ" произнес с тенью сомнения (не забывайте - сервис "крутой"), а когда дошел до Esso и Shell, совсем погрустнел. В списке рекомендуемых ВАЗом эти масла значились с вязкостью 10W40. Для холодов минус 30° и ниже, которые тогда зацепили столицу, это явно не подходило. Посовещавшись, решили: если АвтоВАЗ в принципе доверяет маслам "Шелл", можно взять "почти то же самое, только лучше". Так удалось напроситься на синтетический "Хеликс Ультра".
На станции мы провели более четырех часов (вместе с мойкой). Многовато для первого ТО, тем более что клапаны на "Шевроле-Ниве" регулировать не нужно - здесь стоят гидрокомпенсаторы. Качеством работы мы остались довольны, а вот ценой... Поменять масло в двигателе "Нивы"... ах, извините, "Шевроле-Нивы" обошлось в 650 рублей (за работу "слить-залить"), в трансмиссии (коробке, "раздатке", мостах, смазка крестовин) - 1300. За само моторное масло, например, взяли 1980 рублей (4 л, да "литрушку" дали с собой на долив - так, видимо, положено). В магазине 4 литра стоили бы 1100 рублей, а пятый я бы вовсе не купил.
В общем, натикало больше 200 баксов (см. таблицу). Конечно, за качественную работу нужно платить, но сегодня в России продается с десяток иномарок, у которых первое ТО проводится не после 2000, а после 15 000 км и стоит не $200, а $110-120. А за обслуживание ближайшего конкурента - "КИА-Спортидж" просят около $150. К тому же у большинства иномарок цена обслуживания одинакова по всей России, а у "Шевроле-Нивы" в пределах Москвы отличается в полтора раза. Несолидно...
ЭКВАТОРИАЛЬНАЯ РОССИЯ
Многие вазовские машины с системой впрыска топлива не заводятся при низких температурах. Только, тс-с-с, это великая тайна. От кого? Да хотя бы от "Джи-Эм". Да-да, в инструкции на автомобиль, в самом ее начале написано, что " Шевроле Нива" может эксплуатироваться при температурах окружающего воздуха от минус 40 до плюс 45°С. чуть дальше, страничек через двадцать, сказано, что если машину в мороз завести не удается, то, во-первых, за бортом холоднее минус 27°, а во-вторых, у вас залит плохой бензин. А что, позвольте спросить: если машина не заводится при минус 24° - значит, в баке солярка?
...Январским утром собрался было на работу. За окном минус 24, масло хорошее, аккумулятор новый. Да и за полтора года езды на экспериментальной "Ниве" проблем с пуском не было: на ней аж в Котлас ездили штаны морозить.
Чиркаю ключиком... фиг. Делаю паузу, пробую еще и еще раз. Не хочет: двигатель уже на первых оборотах дает вспышки, но подхватить не может. Подъезжает подмога; цепляем "крокодилы". Крутит великолепно, как летом, вспышки идут во всех цилиндрах, но так и не сливаются в гул. Помогая слабейшим, завелись все соседи: старые карбюраторные "нивы", дряхлые "москвичи", впрысковые "волги". Беспомощными перед родным климатом остались только мой "Шевроле" и еще одна 16-клапанная "десятка". Ясное дело, из-за бензина. Ох, икалось же кому-то в Тольятти.
Не подумайте, уважаемый читатель, что я опустил руки. Всю следующую неделю, пока стояли крепкие морозы, тщился придумать хоть что-нибудь. Заставлял машину работать по обходным программам, снимая фишки с датчиков, поливал коллектор кипятком, прокаливал свечи, кормил двигатель специальным эфиром для холодного пуска. Оказавшись за городом, пробовал даже костерок под автомобилем разводить. В конце концов, интеллект победил: научился заводить машину с помощью... электрического сопротивления емкостью 20 кОм. Как?
Довольно быстро понял, что причина, скорее всего, не в недостатке топлива (или эфира, или еще чего-нибудь), а в его избытке. Мотор дает вспышки на первой стадии пуска - нефазированной; по достижении определенной частоты вращения пытается перейти к фазированному, но в небольших автомобильных мозгах что-то "не срастается" - и машина глохнет.
Попробовал снять фишку с датчика температуры жидкости (около термостата) и на нее прицепил то самое сопротивление 20 кОм: столько должен иметь датчик примерно при минус 14°С. Программа управления при этом, независимо от силы мороза, льет столько, сколько должна лить при минус 14°С. Никто никого не заливает и - правильно, машина заводится! По крайней мере, до минус 28°С. Кстати, если кто думает, что бедному ВАЗу негде моделировать холодный пуск: климатическая камера в Тольятти такая, каких во всем мире, наверное, не больше десятка. Но это так, для справки.
А теперь - внимание, самое интересное! Когда на ТО заикнулся, что машина не пускается в мороз, мастер заверил, что до сих пор о подобных проблемах не слышал. По счастью, рядом оказался еще один владелец "Шевроле-Нивы", приехавший менять по гарантии ремень. Вопрос "заводится или нет" его как будто обидел: "Конечно, нет!" Может, "Джи-Эм" и вправду ничего пока не знает?*
Не могу не сказать попутно пару слов о приспособленности "Нивы" к перепадам температур. На мою долю выпало великое испытательское счастье. Встроенный в "Ниву" датчик температуры воздуха показал однажды минус 36°С (а счастье в том, что в столь сильный мороз не пришлось надолго - до оттепели? - глушить мотор). Так вот, некоторые пластиковые детали машины на стужу не рассчитаны - трескаются.
Как обещал, кое-что про иммобилайзер. Иногда, скажем, остановившись на бензоколонке, машина наотрез отказывается заводиться, пока не выдержишь паузу подольше (минут 5-10) или не помусолишь пару минут ключ в замке без попыток пуска. Это случается чаще в морозы, когда на большую мощность включена "печка" - будто что-то в мозгах перегревается и хочет остыть. Когда разберусь с дефектом, обязательно расскажу.
ОЙ, ДА ВО СНЕ ПРИВИДЕЛОСЬ
Законы жанра требуют переходить от критики к счастливому концу. Сказать по правде, самому обидно, что про хороший в целом автомобиль приходится рассказывать столько гадостей. Он, ей-богу, заслуживает лучшей доли. Все, кто имел возможность на "новой Ниве" "прохватить", испытали чувства от удовлетворения до восторга. Не припомню ни одного, кто про "Ниву" сказал бы "не хочу", будь она хорошо собрана и достаточно надежна.
Сколько бы ни страдала машина детскими болезнями, они быстро забываются (особенно когда ремонтируешься не за свой счет). Несмотря на долгий рассказ о проблемах, я не боюсь с "Шевролетом" забираться туда, где кроме нас никого нет, даже когда синоптики обещают минус 30. И вообще, я его люблю. А если бы вы столько времени с кем-то общались, не полюбили бы?
Недавно примерили на автомобиль внедорожные шины "Купер Дискавери STT" размерностью 215/75R15. И зачем народ тракторы покупает? Подробности расскажем в другой раз.
Нарекания к интерьеру: подстаканник упирается в рычаг, "закусывает" водительский ремень в верхней точке, перестали регулироваться наружные зеркала (думаем, до лета).
Некоторые пластиковые детали мороза не переносят.
Радикальное решение проблемы зимнего пуска - сопротивление 20 кОм. Правда, на 30-градусном морозе рукам холодно.