Первая зимовка
КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"
Автопарк
"ОДА" С УФИМСКИМ МОТОРОМ
ПЕРВАЯ ЗИМОВКА
НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ
Izh 2126-20
Изготовитель: ОАО "ИЖМАШ"
Год выпуска: 2002
В эксплуатации "ЗА РУЛЕМ": с августа 2002
Пробег на момент отчета: 18 тыс. км
Предыдущие публикации в журнале:
2002, № 11
Последний раз об этих "одах" мы рассказывали в ЗР, 2002, № 11 ("Поздняя ягода"). На долю одной из них (той, что с мотором ВАЗ) прошлым летом выпало немало испытаний. Главное из них - череда утоплений с последующей сушкой и, наконец, прыжок в воду (ЗР, 2001, № 11; 2002, № 2, 7, 10). Собственно, на этом в биографии вишневой "Оды" мы поставили точку, а эстафету подхватила ее синяя сестрица с уфимским мотором. Она уже набегала 18 тыс. км.
За это время дважды меняли масло в двигателе - после первой и одиннадцатой тысяч. Конечно, "синтетика" хороша, но многим не по карману, поэтому мотор с рождения "приучили" к "минералке" ТНК 10W40 API SF/CC.
Тех же, кто по дедовскому обычаю норовит залить какой-нибудь автол, как в "Москвич-412", предупредим: уфимские моторы с поршневой "на 85 мм" такого не едят. Выбирая масло, строго следуйте рекомендациям завода. Маслосъемные кольца здесь вполовину тоньше, и от плохого масла закоксуются их дренажные каналы, тогда придется перебирать двигатель.
Фильтр тоже народный - ливенский, синий, с индексом 2105. Чтобы уберечься от подделок, масло и фильтры покупаем в знакомом магазине. От замены до замены уровень масла на щупе снижается на половину уровня, что для УЗАМа, пожалуй, неплохо, ведь маслосъемных колпачков на клапанах по-прежнему нет, только стальные маслоотражательные. Внешне мотор сухой, значит, расход естественный - на угар.
Четверть века комплектуют моторы УЗАМ "жигулевскими" карбюраторами, но до жиклера холостого хода по-прежнему не добраться. Мешает трубка вентиляции картера на корпусе воздушного фильтра. Чтобы вывернуть жиклер, приходится снимать всю "кастрюлю", но обычно после пятого раза вытягивается резьба М5 из карбюратора. Для облегчения доступа к жиклеру трубку перенесли на крышку - так гораздо удобнее.
Еще одна хитрость - поменяли местами гайки М8х1 на креплении бензонасоса и прерывателя. К длинной "насосной" гайке удобнее добраться при обслуживании капризного трамблера.
Декабрьские морозы в Подмосковье стали серьезным испытанием для мотора - "Ода" ночует под открытым небом. По утрам, в морозы минус 10-15°С проблем не было, но перед обещанными минус 31°С хотелось иметь полную уверенность в пуске. И хотя к этому времени на нашей "Оде" стояла "восьмерочная" система зажигания производства АТЭ-2, на ночь в маслозаливную горловину горячего двигателя вылили почти стакан бензина и дали чуть-чуть поработать на холостом ходу, а батарея переночевала в теплой сторожке ГСК. И не зря! Утром, когда "Тосол" уже начинал хрустеть в шлангах, "башкир-мотор" завелся с первой попытки!
Непременный атрибут УЗАМа - омская коробка передач. Она гудит "с новья" даже на нейтрали, а на второй передаче - сильней февральской вьюги. После двух тысяч к тому же потекла. На 15 тысяч пробега - литр трансмиссионки, это много. Потеплеет - будем искать причину. В морозы начал подтекать рабочий цилиндр сцепления, а в кардане что-то щелкает, хотя крестовины будто бы все целы.
Морозы - хороший повод оценить эффективность "печки". Радиатор с солидной теплоотдачей и мощный "восьмерочный" вентилятор дают достаточно теплого воздуха, но с его распределением у ИЖа как-то не заладилось. Тепло для водителя и переднего пассажира путается в облицовке тоннеля коробки передач, пришлось ее чуть подрезать у дефлекторов. Сзади к ногам воздух идет только левому пассажиру. Правый задний воздуховод уперся в пластмассовую накладку сиденья и подает теплый воздух на салазки. Накладку убрали. Конечно, того, чего хотелось бы, не достигли, но в целом при -15-20°С за бортом в "Оде" теплее, чем в иной "девятке" с высокой панелью.
Где-то после 10 тысяч выяснилось: замки дверей, если их заблокировать, могут и не открыться. Приходится действовать синхронно с пассажиром: он с улицы жмет на кнопку, а водитель дергает ручку изнутри. Впрочем, это мы проходили еще на первой нашей "Оде". На кочках-ухабах скрипит замок пятой двери, но если намотать на скобу замка в три-четыре слоя синюю изоленту ПВХ, скрип пропадает на месяц-полтора.
Вопреки ожиданиям, целы чехлы рейки и наконечников тяг. Наверное, попались питерские или балаковские, это только чебоксарские со значком-велосипедом трескались и рвались через 10 тысяч. Кстати, эти резинки подходят от "Оки" или "Фольксвагена-Гольф II". К 10 тысячам появились первые признаки течи масла из левой стойки. Пока еще не стучит, посмотрим, сколько продержится.
Зимой злоумышленники пытались на стоянке вскрыть дверь "Оды". Утром ключ не влез в личинку замка: явно что-то мешало. Шилом и тонкими пассатижами расшевелили и вытащили обломок воровской приспособы. Не одолела она ижевского замка! Вот так бы во всем...