Баллон в "сарае" не помеха

БАЛЛОН В "САРАЕ" НЕ ПОМЕХА

КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"

Автопарк

VAZ 2111

БАЛЛОН В "САРАЕ" НЕ ПОМЕХА

ЮРИЙ НЕЧЕТОВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ, АЛЕКСАНДР БАТЫРУ

VAZ 2111

Изготовитель: АВТОВАЗ

Год выпуска: 1999

В эксплуатации "ЗА РУЛЕМ": с ноября 1999

Пробег на момент отчета: 108 тыс. км

Предыдущие публикации в журнале:

2000, № 4, 6, 11;

2001, № 7;

2002, № 1

Много поездил, славно пожил в редакции VAZ 2111 образца 1999 года. Перевалив стотысячный рубеж и незаметно превратившись в старожила, он передал эстафету более свежей "одиннадцатой" модели 2001 года выпуска. Однако не дали старичку уйти на заслуженный отдых - решили потравить его газом. Точнее говоря, попросили помочь ответить на вопрос: что приобретает и много ли теряет универсал с установкой газовой системы и как минимизировать эти потери?

ВСЕ ХОРОШО,

ПРЕКРАСНАЯ МАРКИЗА...

Достоинства автомобильных систем питания на сжиженном нефтяном газе хорошо известны. Решающим, как правило, оказывается примерно вполовину меньшая стоимость топлива - около 5 руб. за литр жидкого газа против 9-10 руб. за литр бензина.

Но есть здесь и минусы. При переходе на газ мощность двигателя снижается, что, учитывая возросшую массу машины с газобаллонным оборудованием, неминуемо сказывается на ее динамических качествах. Но ведь универсал покупают не для того, чтобы быстро ездить, а чтобы много возить. А тут баллон посреди багажника! И на брюхо машина так и норовит лечь. Задумаешься...

Взвесив все "за" и "против", мы установили на VAZ 2111 одну из последних отечественных разработок - комплект газобаллонного оборудования ГИГ-IIIDL, удовлетворяющий нормам токсичности Евро II (с каталитическим нейтрализатором) со стандартным 50-литровым баллоном. Между прочим, для машин "восьмого"-"десятого" семейств с расстоянием между задними колесными арками 900 мм существует и баллон на 80 л.

РОЖДЕННЫЙ ЕЗДИТЬ НЕ ДОЛЖЕН ПОЛЗАТЬ

Комплект аппаратуры с заправленным баллоном - довесок в 65 кг, и в основном на задние колеса. Результат - уменьшение дорожного просвета под кормой на 13 мм. Минимальный просвет 165 мм под защитой двигателя и резонатором почти не изменился. Для полупустой машины на хорошем асфальте - потеря неощутимая. Другое дело, если приходится грузиться под завязку, да еще и передвигаться по разбитой дороге. Газовый баллон лишь усугубляет ситуацию - груженые машины "десятого" семейства и без него сидят очень низко.

Помещаем в машину балласт из расчета пять человек по 75 кг плюс 50 кг груза в багажнике - даже с учетом веса газовой аппаратуры в сумме это оказывается несколько меньше паспортной грузоподъемности 500 кг для VAZ 2111. Ныряем под машину: носовая часть опустилась на 15 мм, более загруженная корма - на 60 мм, минимальный просвет 110 мм под резонатором и задней частью выпуска, 130 мм под бензобаком, угол заднего свеса уменьшился с 19 до 11°. И это в статике. В движении проблема усугубляется тем, что на неровностях тяжелый задок начинает угрожающе раскачиваться, без труда выбирая оставшиеся 55 мм хода сжатия подвески - жесткость пружин и демпфирующие свойства амортизаторов остались прежними при существенно возросшей массе машины. Как же быть, если грузоподъемность машины часто приходится использовать по максимуму?

Опытный автолюбитель скажет: нужно увеличить жесткость пружин и эффективность амортизаторов. Хотя бы сзади. Но из подходящих вазовских задних пружин на универсале и так стоят самые жесткие. Отчасти делу могут помочь газонаполненные амортизаторы. Более простое, но не лишенное недостатков решение - проставки под задними стойками, так называемые домики.

Приподняв опоры стоек на 40 мм, мы получили для груженой машины просвет под резонатором 132 мм, под бензобаком 157 мм и угол заднего свеса 14°. Важно представлять, что проставки не увеличивают ни ход подвески, ни грузоподъемность машины, а лишь приподнимают ее над дорогой. К тому же обладают недостатком - ухудшают устойчивость и управляемость, что проявляется в предельных режимах движения (ЗР, 1999, № 8).

А "БУБЛИК" ЛУЧШЕ!

В качестве резервуаров для сжиженного газа наиболее распространены цилиндрические баллоны. Основной их недостаток - занимают много места в багажнике. Например, 50-литровый баллон уменьшает объем багажного отсека VAZ 2111 с 448 до 356 л. В принципе, и этого в большинстве случаев хватит - у обычной "девятки" всего-то 330 л. Обидно другое: из-за некстати торчащего баллона теряется смысл в трансформации салона и в просторный кузов универсала теперь не поместится холодильник или небольшой шкаф.

У этой проблемы есть решение по имени "тор". Точнее, тороидальный газовый баллон - "бублик", который укладывают в нишу запасного колеса. В переднеприводных ВАЗах сюда помещаются торы наружным диаметром до 600 мм. Глубина ниши составляет около 190 мм и полностью в нее прячется только небольшая емкость литров на 35-40. Поэтому чаще устанавливают более вместительные, на 45-50 л, которые чуть возвышаются над уровнем пола. Самый большой баллон на 57 л имеет высоту 270 мм. Кстати, говоря о "литраже", обычно имеют в виду геометрический объем; полезная емкость будет меньше на 15-20% в зависимости от регулировки отсечного клапана.

Тороидальные баллоны различаются по расположению горловины для мультиклапана: у тех, что монтируют в нише, она внутри тора, а у установленных снаружи под полом (как, скажем, у "Москвича-2141") - на наружной стороне "бублика". Торы раза в два дороже цилиндрических баллонов, близких по объему. Наиболее доступна продукция рузаевского "Рузхиммаша", брянского "Плазмоформа" - небольшие торы "от производителя" обойдутся в 2000-2500 руб. Из импортных известнее других итальянские Tartarini, польские Stako - за них придется заплатить минимум 150 долларов. Выбирать есть из чего, главное, что теперь газовый баллон - "сараю" не помеха.

В ближайшее время в багажнике нашего VAZ 2111 поселится тор, а там подоспеют впечатления от эксплуатации новой газовой системы, так что, похоже, рано прощаться с нашим "старичком".

Минимальный просвет со стандартной подвеской под груженым VAZ 2111 составляет 110 мм. Маловато для наших дорог.

Проставки высотой 40 мм (верхние отверстия соответствуют 54 мм) под задними стойками увеличивают просвет до 132 мм.

Багажник универсала вмещает 448 л, а 50-литровый баллон уменьшает его объем до 356 л.

Тороидальный баллон Stako объемом 47 л немного возвышается над полом и оставляет в нише еще место для инструмента.

Подпишитесь на «За рулем» в