Канатная дорога
ТЕХПОМОЩЬ
Проверено
ЛЕБЕДКИ
КАНАТНАЯ ДОРОГА
ВЛАДИМИР АРБУЗОВ. ФОТО: АНДРЕЙ СИДОРОВ
Охотники, рыбаки да и просто любители автопутешествий по диким местам давно оценили пользу этого приспособления. Тому, кто хоть раз сидел "на мостах" где-нибудь в непролазной грязи, не нужно объяснять, что лебедка - это хорошо. Никакие зубастые шины не дают той уверенности, что 30 метров крепкого стального троса!
До недавнего времени лебедки у нас были привилегией лишь армейских грузовиков. Владельцы "нив", УАЗов и прочей мелкой техники могли рассчитывать лишь на импортные изделия. Однако цены на них, даже на самые заурядные, начинались от полутора тысяч долларов. Пара лебедок тянула на целую машину! Что и говорить, удовольствие элегантно месить грязь - недешевое.
В ДОСТУПНОЙ ФОРМЕ
Но прошло время, и спрос родил предложение. Уже три отечественных производителя выпускают автомобильные электромеханические лебедки.
В нашем сравнительном тесте участвуют: фирма "Авторолс" из Санкт-Петербурга с лебедкой АР-9000, ОАО "Ульяновский авторемонтный завод" ("Спрут-2500"), саратовское НПО "Солитон" (ЭЛА-2500 "Ралли"). Кроме того, для сравнения взяли англо-американскую лебедку Superwinch X6, купленную два года назад почти за $2000, испытать ее в работе так и не довелось. Восполним этот пробел, а заодно сравним наши лебедки с "мировым стандартом".
Строго говоря, наши испытания начались еще прошлым летом, когда мы оснастили лебедками редакционную "Ниву" и поднадзорный "уазик" (см. ЗР, 2002, № 10). "Ниве" досталась питерская АР-9000, УАЗу - ульяновский "Спрут-2500". Но то были субъективные впечатления: тянет - и слава богу! А как быстро? Сколько при этом "ест" тока из аккумулятора, каково усилие? На эти и многие другие вопросы не ответишь без измерительного инструмента и должной оснастки. Поэтому в этот раз, кроме "удобно-неудобно", "нравится-не нравится", будут сухие, но точные цифры.
ВЫХОДЯТ НА АРЕНУ СИЛАЧИ
Испытательную базу любезно предоставил УАРЗ, однако, чтобы избежать предвзятости, лебедки мы привезли свои, свой же измерительный инструмент и, конечно, свои глаза.
Комплекс для испытаний - огороженная часть цеха. В углу стоит внушительный железобетонный куб массой 2400 кг с петлей. К петле через 10-тонный динамометр закреплен стальной канат, который через два блока (один - под потолком помещения, другой - внизу, на уровне бампера "уазика") выходит на горизонталь. К этому канату через зажим и закрепляется трос испытуемой лебедки, установленной на вбетонированное в пол основание. Питание лебедок от собственной электростанции, имитирующей реальные условия. (Аккумуляторная батарея и автомобильный генератор, приводимый электромотором.) Рулетка, секундомер, амперметр, вольтметр, цветные метки для определения скорости протяжки троса - таков нехитрый, но вполне достаточный для потребительских испытаний набор оборудования.
Первой на помост выходит питерская АР-9000. Сматываем почти весь трос, оставив на барабане лишь несколько витков первого слоя, закрепляем через переходник к грузовому канату, подсоединяем блок управления и пульт и жмем кнопку "вира". Лебедка взвыла и храбро потащила бетонный куб к потолку. Секундомер включен, цветные метки на тросе ползут вдоль растянутой рулетки... Пора бы остановиться: того и гляди груз упрется в плиты перекрытия, оборвет верхний блок и, грохнувшись с шестиметровой высоты, разнесет весь цех. Но стоило отпустить кнопку на пульте, как бетонная глыба рванулась к земле. Пусть не с ускорением свободного падения, но окажись под ней даже самый проворный каратист - вряд ли успел бы выскочить. В полуметре от земли, во избежание разрушительных для здания последствий, безжалостно жмем кнопку "вира". Толстый грузовой канат послушно подсекает летящую бетонную глыбу, крякают блоки, и куб снова ползет вверх. Лебедочный трос от такой перегрузки звенит струной, потеет маслом из пенькового сердечника, но пока держится молодцом.
Однако, как с наименьшими потерями вернуть груз на землю? А никак! Другого способа, кроме варварского переключения падения на подъем, не предусмотрено! На четвертом рывке подсекаем буквально в нескольких сантиметрах от пола. Трос трещит, груз бухает оземь, словно клин-баба на стройке, и мы, выйдя из засады, смело подходим к мученице-лебедке.
Здесь, кстати, заметим, что длина кабеля пульта всего метр с небольшим, поэтому далеко от лебедки не отойдешь. Мотор чуть теплый на ощупь, все как будто цело, однако одна прядь троса лопнула. Немудрено - для стального каната диаметром 8,1 мм разрывное усилие около 4 тонн, а у нас в динамике было никак не меньше. Тем не менее, порвав канат, лебедка доказала, что свои паспортные 3,8 тонны тянет гарантированно. Ток под нагрузкой 2,5 тонны (2,4 т - сам груз + 0,1 т - сила трения в блоках его подвески) - 251 А. Немало, но для аккумуляторной батареи вполне привычно. Зато и скорость 1,8 м/мин. Пусть много ест, но и работает споро!
Следующая очередь - "Спрут-2500" Ульяновского авторемонтного завода. Это уже четвертая модификация с начала производства. На первых отрабатывалась конструкция, отлаживалось производство, подбирались поставщики и теперь это именно тот продукт, который не стыдно выставить на продажу.
Сматываем с барабана трос до первого слоя, подцепляем груз и даем ток. Лебедка медленно, но вполне уверенно тянет кубометр бетона к потолку. Шума почти нет, лишь слегка гудит электромотор. Амперметр показывает 167 А - существенно меньше, чем у питерской, но и скорость ниже - 1 м/мин.
Червячный редуктор, как известно, обладает свойством самоторможения. Отпустил кнопку - груз замер, нажал - поехал вверх. Нажал другую - вниз. Плавно, надежно, без лишнего шума и чрезмерной нагрузки на аккумулятор.
Усложним задачу: ослабим натяжение клинового ремня лебедки настолько, чтобы обе ветви просто "болтались". Говорили, дескать, ремень неминуемо будет буксовать, а, не дай бог, вода попадет - и вовсе перестанет тащить. Включаем лебедку - никаких изменений. Груз послушно "ездит" вверх-вниз, только ведомая ветвь ремня скачет, норовя выпрыгнуть из ручья. А если с водой? Сказано - сделано. Выливаем на него полведра воды - тянет по-прежнему. По крайней мере, заметных изменений в движении груза не отмечено. Впрочем, и чуда здесь нет никакого. Клиновой ремень, если он еще не настолько изношен, чтобы лечь на дно ручья, исправно заклинивает себя на шкиве. Вода, если даже вызовет проскальзывание, тут же испарится из зоны контакта. Конечно, можно намазать ремень солидолом и он встанет, но кто же так делает?
На исходной - изделие саратовского НПО "Солитон": лебедка ЭЛА-2500 "Ралли". Самая миниатюрная и легкая, она, тем не менее, претендует на 2500 кгс тяги и обещает потратить на это не более 110 ампер. Что ж, посмотрим.
Кое-как вытянув трос (вдвоем, так как одному размотать все 20 метров без перекура затруднительно), зачаливаем его, тоненький, за грузовой канат и даем ток. Очень неспешно машинка выбрала слабину, поднатужилась ровно на 74 ампера, и... трос лопнул! Груз даже не шевельнулся. А ведь на этикетке 2,5 тонны. Писали бы сразу 10 - все равно вранье, зато эффект в четыре раза выше. Впрочем, судя по конструкции, заявленное усилие лебедка разовьет без особого труда. Такой трос не держит и двух тонн, а запас по току был далеко не выбран. Тем, кто успел купить саратовское изделие, настоятельно рекомендуем заменить трос на более толстый, диаметром не менее 8 мм. И дело не в том, что "родной" лопнет, оставив вас с машиной в луже, а в том, что, лопнув, своим хвостом может и машину побить, и травму нанести. А пока экзамен для этой лебедки закончен.
Англо-американку Superwinch X6 мы приберегли на десерт. Красавица, в черно-красном глянце краски, с благородным пультом управления, гладким и мягким тросом, отличной заделкой петли, она, казалось, утрет нос нашим "колхозникам", покажет, какой должна быть настоящая ковбойская лебедка.
Установили ее на стенде, очень легко вытянули трос, закрепили его и дали ток. Взревев, как пилорама, суперлебедка мгновенно поглотила слабину троса, напряглась и... встала. Мерный куб бетона завертелся на канате, касаясь одним углом пола. Конфуз! На динамометре едва обозначилось 2 т, а лебедка и не думает тянуть дальше. Повторяем попытку, дав тросу побольше слабины и пытаясь одолеть груз с разбегу. Резкий старт, визг - и финиш на тех же 2100 кгс. Между тем свои 350 А из аккумулятора тянет исправно. Видно, не в коня корм! Перечитываем инструкцию в надежде найти хоть какое-нибудь оправдание проявленной слабости, но безуспешно. На первом слое троса, уложенного на барабане, лебедка клянется тянуть с усилием 2722 кгс. Куда делись почти 30% заявленной силушки? Известно куда, в рекламу! Тем не менее, качеству изготовления и дизайну надо отдать должное. Такая лебедка хороша, чтобы подчеркнуть мужественность экстерьера дорогого иностранного джипа.
НА ПРИРОДЕ
Стендовые испытания закончены, на очереди - оценка работоспособности лебедок в реальных условиях. Оставим за кадром беготню по сугробам и оврагам в надежде засадить машины так, чтобы лебедки их не осилили. Тем более, что нам это не удалось. Все исправно выволокли свои ноши на ровное место. Однако проявили при этом достоинства и недостатки, о которых чуть подробнее.
АР-9000
Самая быстрая, но в то же время самая прожорливая лебедка, что неудивительно. Хороший работник, как правило, ест много и быстро. Очень удобен, хотя и неказист пульт управления - от промышленного электротельфера. Кнопки легко нажимать и в теплых рукавицах - не ошибешься, их всего две: одна - "вперед", другая - "назад". Даже если пульт по какой-либо причине утрачен (раздавили, утопили в болоте, потеряли в снегу), заставить лебедку работать - не проблема. В гнезде блока управления, куда подключается пульт, всего три контакта. Разобраться, какой за что отвечает, и перемкнуть нужные куском проволоки или канцелярской скрепкой сможет любой. Качество изготовления лебедки, дизайн, надежность нареканий не вызывают. Использование в качестве двигателя стартера СТ-230 позволяет найти запчасти к нему в любой точке России, придется лишь перекоммутировать обмотки статора. Толстые и надежные щеки барабана очень прочны, деформировать их при неправильной намотке троса довольно сложно. Самый длинный трос - 35 метров.
Отсутствие тормоза - плохо. На глинистом склоне перецепить трос будет непросто. Впрочем, штурмовать такие преграды приходится только участникам соревнований, а они народ опытный и давно выработали для подобных ситуаций свои приемы. Мала длина кабеля пульта - всего около метра. Значит, управлять лебедкой из машины затруднительно. ПВХ-изоляция кабеля на морозе твердеет и пружинит, что неудобно.
"СПРУТ-2500"
Самая недорогая и, пожалуй, полезная в хозяйстве лебедка. Благодаря самоторможению ею не только удобнее пользоваться при вытягивании автомобиля, но можно приспособить в гараже в качестве электротельфера. Бесшумная, легкая, поставляется в продажу вместе с кронштейнами для крепления на любую машину (оговаривается заранее, при заказе). Электродвигатель - слегка доработанный стартер СТ-230. Обмотки статора свои. Впрочем, самостоятельно перемотать их несложно. Блок управления расположен на корпусе лебедки, поэтому подключение ее не вызовет трудностей даже у новичка.
Однако пульт неудобен. Три кнопки, пользоваться которыми надо по особому алгоритму, еще и малы. В рукавицах нащупать их практически невозможно, а без рукавиц иметь дело со стальным тросом не рекомендуется. Кабель пульта хоть и длинный (4 м), но в такой же ПВХ-изоляции, на морозе жесткий. Длина троса около 20 м, что не всегда достаточно.
SUPERWINCH X6
За исключением того, что фактическое тяговое усилие на 30% уступает заявленному, лебедка в целом неплоха. Мягкий и длинный (3,8 м) кабель управления, удобный пульт, мягкий трос длиной около 30 м, великолепное качество изготовления редуктора и лебедки в целом, простота монтажа, встроенный в барабан тормоз обеспечат ей интерес своего покупателя, несмотря на довольно высокую цену.
"РАЛЛИ"
Если бы не лопнувший трос, к ее достоинствам мы отнесли бы наименьший потребляемый ток, малый вес и компактность. Главный недостаток - уж очень медлительная. Пока протянет свои 20 метров троса, закоченеешь на морозе.
ЭЛА-2500 "Ралли", Саратов.
Superwinch Х6.
АР-9000, С.-Петербург.
Усилия 2500 кгс штатный трос лебедки ЭЛА-2500
не выдержал.
Правильная укладка троса на барабан - обязательное условие надежной работы лебедки. ("Спрут-2500", Ульяновск).
Вынужденный реверс
из-за отсутствия тормоза может порвать трос
(АР-9000).
Редуктор ЭЛА-2500 "Ралли" - словно игрушечный. Вероятно, и ресурс невелик.
Редуктор "Спрута": червячная пара и один планетарный ряд.
Редуктор АР-9000 - три планетарных ряда.
Качество изготовления редуктора "Супервинч Х6" отличное, но два планетарных ряда не обеспечивают необходимого передаточного отношения.
Слева - направо. Пульт АР-9000 - просто и надежно! "Супервинч" - к тому же красиво и удобно, "Спрут" - в рукавицах нащупать нужные кнопки затруднительно.